Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Положение об оплате труда работников бюджетного. Положение об оплате труда бюджетников

Положение об оплате труда работников бюджетного. Положение об оплате труда бюджетников

Трудовая деятельность, совершаемая работниками бюджетной сферы, направлена на такие аспекты, как контроль за здоровьем человека как в физической, так и в нравственной сферах, развитие интеллектуального потенциала населения и так далее. Порядок и размер трудовых выплат в данном вопросе нормируется положением об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2019 год. Что входит в данное положение? Какие классы работников попадают под понятие «бюджетник»? Эти и многие другие интересные аспекты выше обозначенной проблемы мы подробно рассмотрим в данной статье.

На кого распространяется действие данного положения?

Для начала необходимо понять, какая организация считается бюджетной.

Согласно ст. 161 БК Российской Федерации бюджетная организация — это та организация, которая создана властями на разных уровнях: от федерального до органов местного самоуправления, деятельность которой является некоммерческой и финансируется посредством отчислений из федерального/регионального бюджета или внебюджетных фондов (основанием для финансирования служит бухгалтерская отчетность по доходам и расходам).

Стоит сделать акцент на одном важном нюансе, необходимом для понимания данного вопроса. Работники бюджетных организаций и государственные служащие — это разные понятия. Ко вторым, к примеру, относятся:

  • Сотрудники Федеральной налоговой службы.
  • Таможенники.
  • Представители органов Федеральной миграционной службы.
  • Работники, числящиеся в Роспотребнадзоре.
  • Пограничники.

К работникам бюджетных организаций можно отнести такие категории граждан, как:

  • Работники культуры.
  • Сотрудники учреждений, входящих в систему здравоохранения Российской Федерации.
  • Труженики образовательной сферы деятельности (преподаватели, учителя).
  • Сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Итак, мы определились с классификацией работников, оплата труда которых производится на бюджетной основе. Теперь обсудим ещё один нюанс. Любая деятельность обладает специфическими чертами, объединяющими работников данной сферы. Есть таковые и у «бюджетников». К ним можно отнести такие аспекты, как:

  • Ответственность за конечный итог трудовой деятельности перед обществом. Сильная социальная отчетность.
  • Квалификация сотрудников. Удельный вес людей, имеющих высшее образование (а то и два) среди бюджетников гораздо превосходит другие сферы деятельности.
  • Высокий уровень значимости творческого подхода к деятельности.

Нюансы и базовые факты

В первую очередь, необходимо сказать, что рассматриваемое положение не несёт обязательного характера для всех бюджетных организаций. Оно устанавливается начальством конкретной компании, находящейся на бюджетном балансе, и имеет сугубо локальное значение.

Целесообразным создание данного положения является не всегда. В некоторых случаях оно будет являться не более чем пунктом общего трудового порядка. Необходимость же его возникает в том случае, если система оплаты труда в данной конкретной организации предусматривает не только стандартный оклад, но и различного рода премиальные выплаты и надбавки. Как правило, в таком положении указываются:

  • Алгоритм вычисления изначальной зарплаты сотрудникам рассматриваемой организации.
  • Положение о премировании работников (за что и в каком объеме).
  • Механизм бухгалтерского расчета, который применяется для определения объема отпускных, а также выплат по больничному листу.
  • Надбавки и другие материальные отчисления в пользу работника.
  • Условия для сотрудников, которые работают в данной организации по совместительству.

При этом в приказе Правительства Российской Федерации номер пятьсот восемьдесят три говорится, что указанные в положении организации суммы не должны служить в качестве максимального ориентира. Этим же приказом рекомендуется и вышеупомянутый перечень позиций, которые следует указывать в положении об оплате труда работников бюджетной сферы.

Для сегмента здравоохранительных организаций на государственном уровне разработано особое положение, затрагивающее вопросы премирования сотрудников. Там оговариваются следующие аспекты:

  • На выплату премиальных отчислений сотрудникам сферы здравоохранения отводится два процента от основного фонда заработной платы.
  • Размер конечной премиальной выплаты не может превосходить 0,4 процента оклада премируемого сотрудника.

Данным положением помимо премиальных аспектов освещались и вопросы, касающиеся материальных взыскании. Так, к примеру, на основании данного положения:

  • Дисциплинарное взыскание непосредственному руководителю лечебно-медицинского учреждения может назначаться и в стопроцентном объеме.
  • Отрицательная оценка деятельности организации на основании проверок и заключения коллегии так же ведет к стопроцентным взысканиям.

Материал, затрагиваемый в данной статье, имеет колоссальные масштабы, посему чисто физически не может быть отражен полностью. Однако уже на основании приведенного объема информации можно сделать вывод, что все нюансы, касающиеся оплаты труда работников бюджетных организаций, устанавливаются руководством компании в локальных актах.

Регулирование оплаты труда в бюджетных учреждениях происходит по специальным правилам. Бюджетники при определении системы оплаты не имеют полной самостоятельности, как коммерческие организации.

Если обычные небюджетные компании при разработке Положения об оплате труда учитывают только общие принципы, заложенные в Трудовом кодексе, бюджетные учреждения помимо этого также руководствоваться специальными федеральными, региональными и местными нормативными актами, в зависимости от категории бюджетного учреждения. Заработная плата работникам-бюджетникам выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, поэтому система оплаты и размеры окладов должны соответствовать принципам, определенным в специальных актах.

Содержание положения об оплате труда бюджетников

Общие принципы установления системы оплаты труда предусмотрены статьей 135 ТК РФ. Так, работодатель вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труда в организации. В ведении организации находятся вопросы о:

  • размере окладов, тарифных ставок. Размер заработной платы компании устанавливает самостоятельно, но бюджетные учреждения делают это в пределах бюджетных ассигнований;
  • установлении доплат и надбавок компенсационного характера, а также определении размера таких выплат в установленных законодательством пределах;
  • установлении доплат и надбавок стимулирующего характера;
  • введение системы премирования.

Все эти вопросы предусматриваются в коллективном договоре организации или, чаще всего в специальном локальном акте – Положении об оплате труда . Эту информацию должно содержать Положение об оплате труда бюджетного учреждения.

При составлении Положения оплата труда работников бюджетной сферы необходимо руководствоваться нормативными актами, принятыми на федеральном, региональном или местном уровне, которые регулируют вопросы оплаты труда бюджетного учреждения определенной подчиненности.

В свою очередь, при разработке нормативных актов, регулирующих систему оплаты труда в бюджетных учреждениях, используются специальные Единые рекомендации по установлению заработных плат бюджетникам на 2016 год. Этот документ утвержден решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол N 12.

В рекомендациях содержатся основы для установления оплаты труда работников бюджетной сферы. Поэтому локальный акт, например, Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения, будет соответствовать имеющимся в названном документе нормам.

Итак, в Положении об оплате труда бюджетного учреждения 2017 необходимо предусмотреть систему оплаты труда. Система оплаты труда должна устанавливаться с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) или профессиональных стандартов;
  • предусмотренного минимального размера оплаты труда. Напомним, что с 1 июля 2016 года размер МРОТ составляет 7500 рублей.

В Положении об оплате труда предусматриваются выплаты компенсационного характера. Это:

  • повышенная оплата за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • надбавки за работу в специальных климатических условиях (районный коэффициент и надбавки к заработной плате).

Кроме того, в положении следует определить размер оплаты в ситуациях, когда работа производится в условиях, отклоняющихся от нормальных. Это доплаты за:

  • работу в выходные или праздничные дни;
  • работу ночью;
  • работу, которая ведется сверх установленных норм;
  • совмещение должностей (профессий).

Пример оформления положения об оплате труда

Отметим, что трудовое законодательство устанавливает минимальный размер таких надбавок. Работодатель своим локальным актом может увеличить сумму выплаты.

В Положении об оплате руда бюджетного учреждения также надо урегулировать вопросы о стимулирующих выплатах. Здесь надо иметь в виду, что бюджетные учреждения ограничены в перечне возможных выплат стимулирующего характера. Так бюджетное учреждение может производить своим работникам следующие стимулирующие выплаты:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Все возможные виды стимулирующих выплат перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 81. И бюджетное учреждение ограничено только данным перечнем стимулирующих выплат. Если в Положении об оплате труда предусмотреть иные стимулирующие выплаты, у учреждения возникнут проблемы с необоснованным расходованием бюджетных средств.

В Положении об оплате труда бюджетного учреждения следует также установить условия, при которых производятся выплаты стимулирующего характера. Поэтому в локальном акте надо указать критерии, по которым работодатель будет оценивать качество выполняемой работы.

Итак, все эти данные и условия надо учесть при разработке положения об оплате труда, в частности Положения об оплате труда бюджетного образовательного учреждения.

Основные изменения в положении об оплате труда бюджетников

За последний год, каких либо существенных изменений в оплате труда бюджетников не было. Рекомендации по оплате труда бюджетников на 2016 год фактически повторяют ранее действующие правила.

В целом данные рекомендации сохраняют общую концепцию определения системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, например, определено, что в трудовой договор в обязательном порядке надо включать фиксированный размер должностного оклада или ставки заработной платы. Если речь идет о педагогических работниках, трудовой договор должен содержать информацию о ставке заработной платы за норму часов в неделю.

ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе


Документ с изменениями, внесенными:
от 23.01.2017 N 14-п ,
постановлением Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 230-п ,
постановлением Правительства Брянской области от 19.02.2018 N 54-п .
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Брянской области Правительство Брянской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе.

2. Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области совместно с управлением государственной службы по труду и занятости населения Брянской области осуществлять контроль за соблюдением порядка оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Филипенко Ю.В.

Губернатор
А.В. Богомаз

Утверждено
постановлением Правительства
Брянской области
от 25 декабря 2015 г. N 691-п

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе

I. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации , Законом Брянской области от 29 декабря 2014 года N 89-З "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области" , Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утверждёнными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 года, протокол N 11, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области, регулирующими вопросы оплаты труда работников государственных учреждений.

С учетом настоящего Положения разрабатываются системы оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в сфере предоставления услуг населению по организации отдыха на платной основе (далее - государственные учреждения).

1.2. Системы оплаты труда работников государственных учреждений (далее - работники), включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, Законом Брянской области от 29 декабря 2014 года N 89-З "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области" и нормативными правовыми актами Правительства Брянской области.

1.3. Настоящее Положение включает в себя:

минимальные размеры окладов (должностных окладов), устанавливаемые на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы;

выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Брянской области, и условия их осуществления в соответствии с действующим законодательством;

выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Брянской области, и условия их осуществления;

условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, включая размеры окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

1.4. Месячная заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением, не может быть меньше месячной заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой в соответствии с ранее применяемой системой оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате на территории Брянской области на соответствующий год.

1.6. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

1.7. Фонд оплаты труда работников формируется исходя из средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Фонд оплаты труда работников государственных учреждений формируется на календарный год из расчета на штатную численность работников.

При формировании фонда оплаты труда работников предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

а) 12 окладов (должностных окладов);

б) выплаты компенсационного и стимулирующего характера - 15,2 окладов (должностных окладов).

Годовой фонд оплаты труда работников государственного учреждения подлежит пересчету и корректировке в следующих случаях:

изменения штатов (штатных расписаний);

существенных изменений условий оплаты труда;

установления компенсационных выплат, носящих постоянный характер (в пределах сформированного фонда оплаты труда);

принятия исполнительным органом власти, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, решения о выделении дополнительного объема субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания;

при наличии средств или поступления дополнительных доходов за счет внебюджетной деятельности.

1.8. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.

1.9. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и предельными размерами не ограничивается.

II. Порядок и условия оплаты труда работников

2.1. Размеры окладов (должностных окладов) работников, занимающих должности служащих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ), утверждаемых в установленном порядке. По должностям служащих, не включенным в ПКГ, размеры должностных окладов устанавливаются на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы. от 23.01.2017 N 14-п)

Размеры окладов работников, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 23.01.2017 N 14-п)

В локальных нормативных актах устанавливаются фиксированные размеры окладов (должностных окладов) применительно к каждой профессии (должности), но не ниже минимальных размеров окладов (должностных окладов), установленных настоящим Положением. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 23.01.2017 N 14-п)

2.1.1. Рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов работников, занимающих должности, отнесенные к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" :

Квалификационные уровни ПКГ


"Общеотраслевые должности служащих первого уровня"

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа
"Общеотраслевые должности служащих второго уровня"

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа
"Общеотраслевые должности служащих третьего уровня"

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

4 квалификационный уровень

5 квалификационный уровень

Профессиональная квалификационная группа
"Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня"

1 квалификационный уровень

2 квалификационный уровень

3 квалификационный уровень

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 19.02.2018 N 54-п)

2.1.2. Минимальные размеры должностных окладов работников, занимающих должности, не отнесенные к профессиональным квалификационным группам:

Наименование должности

Минимальный должностной оклад (руб.)

Управляющий оздоровительным комплексом

Главный инженер

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 19.02.2018 N 54-п)

2.1.3. Минимальные размеры окладов работников, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих:

Разряд выполняемых работ в соответствии
с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих

Должностной оклад
(руб.)

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 19.02.2018 N 54-п)

2.2. С учетом условий труда работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом IV настоящего Положения.

2.3. Работникам устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом V настоящего Положения.

2.1.4. Отнесение должностей и профессий, установленных штатным расписанием, к соответствующему квалификационному уровню или разряду выполняемых работ осуществляется учреждением самостоятельно в соответствии с утвержденными ПКГ и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих исходя из требований по уровням соответствия профессиональной деятельности и отражаются в соответствующих локальных нормативных актах учреждения. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 23.01.2017 N 14-п)

III. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главного бухгалтера

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором.

Размер должностного оклада руководителя определяется в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения.

Критерием для определения масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений является объем платных услуг населению по организации отдыха, количество потребителей, воспользовавшихся услугами учреждения за год, предшествующий расчетному периоду:

Группа учреждений в зависимости от масштаба управления, особенностей деятельности и значимости

Критерии масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения

объем платных услуг (тыс. руб.)

количество потребителей

более 14000,0

свыше 10 тысяч человек

менее 14000,0

менее 10 тысяч человек

Размеры должностных окладов руководителей по группам учреждений в зависимости от масштаба управления, особенностей деятельности и значимости:

Группы учреждений
в зависимости от масштаба управления, особенностей деятельности и значимости

Должностной оклад (руб.)

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 19.02.2018 N 54-п)

Размеры должностных окладов заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются трудовым договором с учетом сложности исполняемых трудовых (должностных) обязанностей на 10 - 30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения.

С учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом IV настоящего Положения.

Выплаты стимулирующего характера руководителю устанавливаются исполнительным органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с разделом V настоящего Положения в зависимости от исполнения целевых показателей эффективности работы, установленных для учреждения. Критерии оценки эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения утверждаются исполнительным органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Заместителям руководителя, главному бухгалтеру учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с разделом V настоящего Положения.

Предельный уровень заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливается через определение соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений и среднемесячной заработной платы работников учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 230-п)

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и среднемесячная заработная плата работников учреждений в целях определения предельного уровня соотношения рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 230-п)

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений и среднемесячной заработной платы работников учреждений устанавливается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Брянской области приказом исполнительного органа власти, осуществляющего в отношении учреждений функции и полномочия учредителя, на календарный год для каждого учреждения в зависимости от группы по масштабу управления, особенностям деятельности и значимости. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 230-п)

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений и среднемесячной заработной платы работников учреждений в зависимости от группы по масштабу управления, особенностям деятельности и значимости:

Группы учреждений

Предельный уровень

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений и средне-месячной заработной платы работников учреждений в зависимости от группы по масштабу управления, особенностям деятельности и значимости:

Группы учреждений

Предельный уровень

При установлении условий оплаты труда руководителей учреждений исполнительный орган власти, осуществляющий в отношении учреждений функции и полномочия учредителя, должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности учреждений и работы их руководителей и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 230-п)

IV. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

4.1. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Брянской области.

4.2. С учетом условий труда работникам могут устанавливаться следующие выплаты компенсационного характера:

4.2.1. Доплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - устанавливается в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации .

Доплата производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то доплата не производится.

4.2.2. Доплата за работу в ночное время устанавливается работникам за каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 06.00) в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" .

Размер доплаты не менее 20 % оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы.

Оклад, рассчитанный за час работы, определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на количество рабочих часов в соответствующем месяце в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

4.2.3. Работникам учреждений при совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема выполняемых работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится доплата в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации . Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

4.3. Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере:

не менее одинарной части оклада (должностного оклада) за день или час работы - сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;

не менее двойной части оклада (должностного оклада) за день или час работы - сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

4.4. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере части оклада (должностного оклада) за час работы. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

4.5. Конкретный размер выплат устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников.

V. Виды, условия, размер и порядок установления выплат стимулирующего характера

5.1. В целях усиления заинтересованности работников учреждений в повышении качества, результативности и эффективности своей профессиональной деятельности устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Брянской области.

Порядок установления выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимаются учреждением самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников и в пределах фонда оплаты труда.

5.2. Работникам учреждений устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:

надбавка за интенсивность труда;

премия за качественное выполнение работ;

премии по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал, год).

5.3. При установлении надбавки за интенсивность труда рекомендуется учитывать:

интенсивность и напряженность работы;

участие в выполнении важных работ, мероприятий;

обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы учреждения;

организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения.

Надбавка за интенсивность труда устанавливается ежемесячно на основании оценки интенсивности и результатов работы, которая осуществляется по критериям, установленным:

для руководителя учреждения - распоряжением учредителя; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 23.01.2017 N 14-п)

для остальных работников - локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников.

5.4. Рекомендуется ежемесячная выплата премии за качественное выполнение работ при:

соблюдении требований стандартов, технологий;

соблюдении установленных сроков оказания услуг населению;

отсутствии обоснованных жалоб клиентов;

качественной подготовке и проведении мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

качественной подготовке и своевременной сдаче отчетности учреждения.

Премия за качественное выполнение работ устанавливается:

для директора учреждения - на основании критериев, установленных для оценки деятельности учреждения распоряжением учредителя, до 50 % должностного оклада;

для остальных работников - на основании критериев оценки качества выполняемых работ, утверждаемых локальным нормативным актом учреждения, с учетом мнения представительного органа работников в размере до 100 % оклада (должностного оклада).

5.5. Выплату премий за отчетный период (месяц, квартал, год) рекомендуется осуществлять с целью поощрения работников по результатам труда.

При премировании учитываются:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;

качественная подготовка и своевременная сдача отчетности;

участие в течение соответствующего рабочего периода в выполнении важных работ, мероприятий и т.д.

Премирование работников государственных учреждений производится в соответствии с локальным нормативным актом учреждения, согласованным с представительным органом работников, при наличии средств или поступления дополнительных доходов за счет внебюджетной деятельности (из прибыли, остающейся в распоряжении учреждения).

Премирование руководителя учреждения производится на основании критериев, установленных для оценки деятельности учреждения распоряжением учредителя, в пределах имеющихся средств (фонда оплаты труда) из прибыли, остающейся в распоряжении учреждения.

VI. Заключительные положения

6.1. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера работникам (включая оказание материальной помощи). Порядок и условия осуществления выплат социального характера определяются локальным нормативным актом государственного учреждения.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка,
Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Отдельные указания по разработке систем оплаты труда для учреждений государственного сектора содержатся в Единых рекомендациях, утверждаемых трехсторонней комиссией. В статье рассмотрим положения данного документа и за­острим внимание на его основных положениях.

Заработная плата и МРОТ.

С 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 №  481‑ФЗ был увеличен МРОТ. Его величина
составляет 11  280  руб. (ранее он был равен 11  163  руб.).

Исходя из ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Как отмечается в п. 5 Единых рекомендаций при соблюдении данной нормы в учреждениях следует учитывать выводы, содержащиеся в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 №  38‑П. Районный коэффициент и процентную надбавку необходимо применять к заработной плате, которая должна быть не менее МРОТ.

При этом в Единых рекомендациях обращено внимание на региональный МРОТ. Он может устанавливаться в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате, но не может быть ниже МРОТ, закрепленного в федеральном
законе.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом еще ранее напомнил Минтруд (см. Письмо от 09.08.2018 №   14‑1/10/
В-6061 «Об установлении минимального размера оплаты труда в 2019 году»).

Районный коэффициент и процентная надбавка.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. В нормативном правовом акте субъекта РФ может быть закреплен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Однако, как уже было отмечено выше, порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях обеспечивается с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ №   38‑П.

Названное постановление необходимо учитывать в случае заключения органами государственной власти субъектов РФ, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

Оплата труда в выходной (праздничный) день.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда (например, в выходные и праздничные дни), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ).

Так, в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

1) сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

3) работникам, получающим оклад (должностной оклад):

  • в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
  • в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, трудившегося в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Как отмечается в пп. «ж» п. 7 Единых рекомендаций, при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день работодателю следует руководствоваться ст. 153 ТК РФ и Постановлением КС РФ от 28.06.2018 №   26‑П . В данном постановлении суд отметил, что при исчислении размера оплаты работы в выходной день и нерабочий праздничный день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные для работников учреждения системой оплаты труда.

Заработная плата руководителей и их заместителей.

Как следует из п. 21 – 24 Единых рекомендаций, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, как и любых работников, состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

  • показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2019 году по сравнению с 2018 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;
  • выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

Предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников должны соблюдаться учреждениями всех уровней бюджета и всех типов с 01.01.2017.

В настоящее время предельные уровни соотношений среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений устанавливаются их учредителями в кратности от 1 до 8 (п. 9 Положения №   583).

В пункте 27 Единых рекомендаций обращено внимание, что
информация о рассчитанной за 2018 год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений должна быть размещена на официальных сайтах их учредителей в Интернете не позднее 15.05.2019.

Оплата труда в учреждениях образования.

В пункте 36 Единых рекомендаций раскрыты особенности оплаты труда педагогических работников в учреждениях образования. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должна учитываться часть фонда оплаты труда, направляемая на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками надо обеспечивать включение в них условий, связанных, в частности, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям.

Повышающие коэффициенты следует применять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендовано определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах). Впоследствии названные коэффициенты суммируются и применяются путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Оплата труда в учреждениях здравоохранения.

Основные направления, касающиеся оплаты труда в учреждениях здравоохранения, названы в п. 37 Единых рекомендаций. Особое внимание следует обратить на порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. Выплаты должны быть предусмотрены положением об оплате труда работников учреждения. Размер выплат устанавливается в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными показателями и критериями.

Оплату труда медицинским работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, надо осуществлять в повышенном размере только по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4   % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях необходимо учитывать особенности ее проведения, закрепленные в нормативных правовых актах. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться совместными разъяснениями Минтруда РФ №   15‑1/10/В-7756 , Минздрава РФ №   16‑6/10/2-6553 , Профсоюза работников здравоохранения РФ №   01‑А/475 от 09.10.2018 .

Оплата труда в учреждениях культуры.

Основные положения по формированию системы оплаты труда в учреждениях культуры приведены в п. 38 Единых рекомендаций. Из данного пункта следует, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры необходимо продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам направлялось не менее 50 – 55 % заработной платы.

В целях повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений культуры надо устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

В качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда следует использовать интерактивный электронный сервис «Конструктор штатных расписаний учреждений культуры», размещенный в Интернете по адресу shtat.mkrf.ru .

Оплата труда в учреждениях спорта.

Особенности оплаты труда в учреждениях спорта приведены в п. 39 Единых рекомендаций. Особое внимание уделено оплате труда тренеров в спортивных организациях. В частности, отмечается, что уровень номинальной заработной платы в 2019 году в среднем должен быть не ниже уровня, достигнутого в 2018 году (определяется на основе данных Росстата).

Повышение оплаты труда должно осуществляться за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Тренерам и иным специалистам рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства. К ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории.

К окладам (должностным окладам) спортсменов следует применять повышающие коэффициенты за наличие спортивных званий и разрядов, виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда спортсменов) за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Государственным и муниципальным учреждениям физической культуры и спорта рекомендовано устанавливать работникам, реализующим экспериментальные и инновационные проекты в сфере физической культуры и спорта, стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу).

Тренер, ранее участвовавший не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имеет право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов.

При бригадном методе работы заработную плату рекомендуется выплачивать по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста. При этом должны быть учтены объем, сложность и специфика работы.

В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками учреждений физической культуры и спорта должны быть оформлены трудовым договором, основанным на принципах эффективного контракта.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2019 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (в частности, МРОТ, который с 01.01.2019 составляет 11   280   руб.).

3. Порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях должен обеспечиваться с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ №   38‑П.

4. При оплате работы в выходной (праздничный) день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда учреждения (Постановление КС РФ №   26‑П).

5. Заработная плата руководителей государственных (муниципальных) учреждений должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель. Информация о заработной плате руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров должна быть размещена в Интернете не позднее 15.05.2019.

6. При установлении заработной платы работникам необходимо учитывать указания, приведенные в Единых рекомендациях:

  • для образовательных учреждений (п. 36);
  • для учреждений здравоохранения (п. 37);
  • для учреждений культуры (п. 38);
  • для учреждений спорта (п. 39).

При заключении трудовых договоров с работниками следует использовать:

  • примерную форму трудового договора, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №   2190‑р;
  • рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 №   167н .

При корректировке окладов, стимулирующих и компенсационных выплат следует также помнить, что трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) должен содержать условия оплаты труда: фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленные работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей в календарном месяце либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) в зависимости от сложности выполняемых работ.

Кроме того, подлежат обязательному раскрытию в трудовом договоре размеры и условия выплат стимулирующего и компенсационного характера (п. 35 Единых рекомендаций).

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год