Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Методика субъективного благополучия м в соколовой. Методы исследования субъективного благополучия в психологии

Методика субъективного благополучия м в соколовой. Методы исследования субъективного благополучия в психологии

Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Низкие оценки по шкале СБ (меньше 4 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем.
Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности качества. Лица, с такими оценками, характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

Крайне высокие опенки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности. Они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.




СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Цели в жизни . Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом . Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией . Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни) . Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля – жизнь или управляемость жизни . При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Общий показатель – показатель осмысленности жизни в целом.

Шкалы Низкие значения Ниже среднего средние Выше среднего Высокие значения
м ж м ж м ж м ж м ж
Цели < 20 <18 24-29 21-26 30-35 27-32 36-41 33-38 42> 39>
Процесс <24 <20 25-28 21-26 29-33 27-32 34-37 33-38 38> 39>
Результат <19 <15 20-23 16-20 24-27 21-25 28-31 26-30 32> 31>
ЛК-Я <15 <12 16-19 13-16 20-23 17-20 24-27 21-24 28> 25>
ЛК-жизнь <21 <19 22-27 20-25 28-33 26-31 34-38 32-37 39> 38>
Общий показатель ОЖ <80 <85 81-95 86-92 96-110 93-99 111-125 100-105 126> 106>

МАКИАВЕЛЛИЗМ

Макиавеллизм – как склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или нефизически агрессивными способами, такими, как лесть, обман, подкуп или запугивание

Макиавеллизм – стратегия социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их (т. е. других людей) собственным интересам.

Чем выше значения мак-шкалы, тем более проявлено свойство макиавеллизма. Среднее значение для мужчин составляет 80,54, для женщин – 73,78. Максимальное значение – 140 баллов.


Рефлексивность

1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием "рефлексия". В силу этого, разрабатываемая методика должна ориентироваться не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, должны учитывать и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние.

2. Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию - по ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как "интра- и интерпсихическая" рефлексия. Первая СООТНОСИТСЯ с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью "встать на место другого" также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.

3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.

Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.

Коммуникативная рефлексия (общения и взаимодействия между людьми) – рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную, функцию развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).

Интерпретация . Результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов – индикаторы среднего уровня рефлексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.

Высокие результаты говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих. Низкие результаты, вероятно, говорят о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.


Отношение к религии

Методика позволяет выявить высокий, низкий и средний уровни религиозности личности.

Тестовые нормы:

1–2 – низкий уровень. Лица, относящиеся к этой группе, совсем не разделяют верования и убеждения, связанные с основными христианскими догмами. У них очень мало выражены нравственные нормы, верования в сверхъестественное, наличие которого признается христианской религией.

3–7 – средний уровень.

8–10 – высокий уровень. Лица, относящиеся к этой группе, полностью разделяют верования и убеждения, связанные с основными христианскими догмами, соблюдают важные нравственные нормы, одобряемые религией. Кроме того, выражены верования в сверхъестественное, наличие которого признается христианской религией.

Субшкала «Конфессиональные верования»

С ее помощью можно узнать, насколько у индивида выражены «нормативные», отражающие основную христианскую догматику верования. Верования – это проявления религиозной веры, вера интегрирует когнитивные и эмоциональные компоненты (Б. Рассел, В. Льюис, Д.М. Угринович и др.), что необходимо рассматривать при изучении религиозности. Эмпирические данные подтверждают теоретические положения о значимости этого фактора для религиозности.

Ключ для субшкалы «Конфессиональные верования». Тестовые нормы.

1–2 – низкий уровень.

3–7 – средний уровень

8–10 – высокий уровень.

Субшкала «нравственные нормы»

Нормативно-ценностный компонент – составляющая структуры религиозности. В субшкалу вошли вопросы, отражающие христианские ценности и нормы, регулирующие поведение. Допускается, что испытуемый может получить высокие показатели по этой субшкале, низкие – по другим, результат по тесту «религиозность» все равно будет низким. С помощью субшкалы можно также выявить обусловленность нравственных норм религиозностью или иными причинами. Определена надежность субшкалы с помощью коэффициента Альфа Кронбаха 0,688.

Ключ для субшкалы «нравственные нормы»:

1–2 – низкий уровень. Нормы касаются ответной реакции на причинение вреда человеку окружающими. Лица этой группы не разделяют нравственные нормы, провозглашаемые христианством, и не следуют им.

3–7 – средний уровень.

8–10 – высокий уровень. Лица этой группы признают нравственные нормы, провозглашаемые христианством, и следуют им.

ШКАЛА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (ШСБ)

ВВЕДЕНИЕ

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ).

Термин "субъективное благополучие", широко используемый в зарубежной психологической литературе, сравнительно новый, но проблема субъективного благополучия имеет глубокие исторические корни. Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских работ, в которых употреблялся преимущественно термин "счастье". В современных работах на эту тему также широко используются понятия "счастье", "удовлетворение", "позитивные эмоции" и т.п., однако понятие "субъективного благополучие" нам представляется психологически более точным.

Проблема СБ рассматривается современными исследователями как в практиче­ском так и в теоретическом планах. Ряд работ посвящены измерению и концепту­ализации субъективного благополучия, создаются различные методики для оценки как общего субъективного благополучия так и отдельных его компонентов. Во многих исследованиях изучаются демографические и другие внешние корреляты СБ. В; нашей стране проблема субъективного благополучия почти не исследуется в научных работах. Практически не имеется проверенных диагностических методик для из­мерения СБ. Вместе с тем, скрининговый инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия может быть полезен широкому кругу психологов как в практической, так и в исследовательской деятельности.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Определение субъективного благополучия

Определение субъективного благополучия, содержащееся в работах различных авторов можно сгруппировать в три категории:

1. Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная "правильная"жизнь.Такиеопределенияполучилиназваниенормативных.В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социальножелательнымикачествами;критериемблагополучияявляетсясистема ценностей, примятая в данной культуре.

2.Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетво­ренностью жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью. Благополучие является глобальной оценкой качества жизни человека в соответствии с его собственными критериями. Это определение подразумевает, что благополучие - это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека.

3. Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обы­денным пониманием счастья, как превосходства положительных эмоций над отрица­тельными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Неоднозначность понятия СБ вызывает необходимость дать ему рабочее опреде­ление, которое позволило бы изучать взаимосвязи данного конструкта с другими пе­ременными. Исходя из анализа литературных источников. E . Diener выделил следующие признаки субъективного благополучия:

а)Субъективность. Это означает, что СБ существует внутри индивидуального опыта;

б)Позитивность измерения. Субъективное благополучие -это не просто от­сутствие негативных факторов, что характерно для большинства определений пси­хического здоровья. Необходимо наличие определенных позитивных показателей;

в)Глобальностьизмерения.Субъективноеблагополучиеобычновключает глобальную оценку всех аспектов жизни личности в период от нескольких недель до десятков лет.

Эти признаки лежат в основе как различных исследований, в которых измеряется степень субъективного благополучия, и его связь с различными переменными, так и ряда теорий, в которых делается попытка объяснить сущность С Б в человеческой жизни.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ

В данном обзоре рассматриваются лишь некоторые подходы, лежащие в основе психологических исследований, и не упоминаются теории биологического или соци­ального толка.

Телеологические подходы

Телеологические (rp . teleos - цель) подходы или подходы, связанные с ориента­цией на конечную цель утверждают, что благополучие возникает при достижении не­которой цели или предмета потребности. Многие исследовательские модели СБ основываются на имплицитно подразумеваемых потребностях и целях.

В зависимости от вида стремлений различают два альтернативных течения в рус­ле телеологических подходов. В теориях потребностей утверждается существование определенных врожденных или приобретенных потребностей, которые личность стремиться удовлетворить, чтобы достичь благополучия. Теории целей основываются на специфических желаниях: человек сознательно ставит себе определенные цели, а благополучие - результат их достижения. В соответствии с телеологическими подходами уровень СБ зависит о специфических условий: например, индивид может желать достижения целей, которые приносят кратковременное удовлетворение, но имеют долговременные неприятные последствия; цели и желания личности могут быть в конфликте друг с другом, и поэтому их невозможно удовлетворить полностью и т.п.

Современные телеологические подходы имеют ряд недостатков: редко существует возможность тщательно спланировать эксперимент: потребности и цели иногда описываются весьма приблизительно, а для точной проверки тс э, действительно ли достижение целей повышает уровень СБ необходимо лонгитюдное исследование.

Подходы, связанные с ориентацией на активность

В то время, как телеологические подходы помещают апогей субъекгивного благополучия в точку достижения конечного результата, подходы, ориентированеные на активность утверждают, что СБ - это побочный продукт человеческой активности. Например, процесс покорения горы может больше влиять на СБ, чем достижение вершины.

Одна из идей, часто встречающихся в русле этих подходов свидетельствует о том, что самосознание уменьшает ощущение благополучия, концентрация на достижение СБ может быть саморазрушительной. Отсюда следует, что человек должен сосредотачиваться на важных видах деятельности, а благополучие придет как побочный продукт.

Вероятно, самая эксплицитная формулировка взаимосвязи активности и СБ содержится в теории "потока" M . Csikszentmihalyi . Виды активности воспринимаются как приятные, когда задача соответствует уровню навыков человека. Если активность слишком легка, развивается скука, если слишком трудна, результатом может стать тревожность.

В некоторых исследованиях телеологические подходы, и подходы, ориентированные на активность, интегрируются для объяснения субъективного благополучия.

Подходы, построенные на принципах "снизу - вверх" и "сверху - вниз"

Два этих подхода берут начало от философских течений. Локк утверждал, что счастье - это сумма маленьких удовольствий (принцип "снизу-вверх"), а Кант - что существует глобальная склонность видеть все в благоприятном свете и эта склонность влияет на сиюминутные взаимодействия человека с окружающим миром(принцип "сверху - вниз").

В психологических исследованиях СБ существуют две проблемы, которые по-разному решаются с точки зрения этих подходов. Во-первых, приверженцы подхода, основанного на принципе "сверху - вниз" рассматривают субъективное благополучие как черту или предрасположенность личности, а в рамках подхода, основанного на принципе "снизу - вверх", СБ считается временным состоянием. Во-вторых, по-разно­му оценивается роль приятных событий в жизни человека. С одной стороны, утверждается, что отсутствие приятных событий ведет к депрессии (принц "снизу-вверх"), а с другой - наоборот, репрессия ведет к неспособности получать удовольствие от обычно приятных вещей (принцип "сверху - вниз").

Так как оба подхода могут быть частично верны, задача состоит в том, чтобы об­наружить, каким образом "высшие" факторы и "низшие" отдельные события вза­имодействуют между собой. Необходимо понять, каким образом личностные факторы могут быть изменены совокупностью событий. Необходимо исследовать процесс приобретения личностью оптимистического взгляда на вещи и на то, насколько этот взгляд устойчив к изменениям.

Ассоциативные подходы

В целом ряде моделей делаются попытки объяснить предрасположенность неко­торых людей к переживанию субъективного благополучия с помощью памяти, мыш­ления или других когнитивных закономерностей. Все эти модели могут быть объеди­нены под названием ассоциативных. Когнитивные подходы к объяснению СБ нахо­дятся в стадии своего зарождения. Один из них выдвигает во главу угла те свойства, которые люди приписывают происходящим с ними событиям. Например, известно, что хорошие события приносят наибольшее удовлетворение, когда человек припи­сывает их действию своих внутренних, личностных факторов.

Другой когнитивный подход связан с ассоциативными сетями в памяти: люди вызывают воспоминания, которые аффективно конгруэнтны их текущему состоянию. Если у человека более развита сеть положительных ассоциаций, то соответственно, большее число событий "запускает" у него счастливые воспоминания и чувства. Следовательно, такой человек склонен реагировать на большинство событий поло­жительно.

В перспективе возможна разработка интеракционистского подхода, который интегрировал бы влияние внешних событий и личностных переменных на аффективное состояние человека.

Подходы, построенные на сравнительном суждении

В соответствии с этими подходами предполагается, что субъективное благополу­чие является результатом сравнения некого стандарта и реального положения вещей. В случае переживания удовлетворения это сравнение может быть сознательным, а в случае аффекта - неосознанным. Подходы, основанные на таком сравнении, особое внимание обращают не на знак аффекта (положительный или отрицательный), а на его силу.

Один из основных признаков, по которым различаются исследовательские моде­ли в русле подходов, основанных на сравнительном суждении - это используемые

4 стандарты. В модели социального сравнения человек использует в качестве стандарта других людей: если он в чем-то имеет преимущества над ними, то он испытывает удовлетворение или счастье. В моделях адаптации и диапазона-частоты в качестве стандарта используется прошлая жизнь человека: если текущая жизнь не хуже прошлой, то человек счастлив. Индивид может использовать и другие стандарты. Например, он может быть вдохновлен определенным уровнем достижений, основан­ным на его концепции "Я".

К ограничениям подходов, основанных на сравнительном суждении, относится то, что в них раскрывается, каким образом события приобретают определенную ге­донистическую ценность.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

В данном обзоре приведены лишь некоторые факторы, в отношении которых имеются исследовательские данные об их влиянии на СБ.

1. Доход (уровень материального благосостояния)

Получено много доказательств того, что уровень дохода и уровень СБ коррелируют положительно, однако абсолютное значение корреляции не слишком велико. Ис­следователи объясняют это тем, что основное влияние дохода носит не прямой, а опосредованный характер: например, через улучшение условий жизни и укрепления здоровья.

Исследования, проведенные в этой сфере, позволили выявить несколько закономер­ностей влияния дохода на уровень СБ:

а)влияние дохода велико лишь при относительно низком уровне благосостояния; как только удовлетворены основные потребности, влияние дохода резко падает;

б) влияние дохода на СБ опосредуется такими факторами, как статус и власть - они носят в обществе относительный характер и не повышаются прямо пропорционально росту дохода;

в)влияние дохода может носить прямой характер, но зависит от социального сравнения: люди могут определить насколько они удовлетворены, лишь сравнив свое состояние с состоянием других;

г)доход - это не только прямая выгода, но также и трудности которые снижают общее положительное влияние дохода на СБ: например, высокие доходы могут бь гь связаны с повышенной ответственностью, стрессом и т.п.

2. Занятость

В некоторых исследованиях было обнаружено, что безработные демонстрируют самый низкий уровень удовлетворенности, однако нет данных о том. что например, домохозяйки менее счастливы по сравнению с работающими женщинами.

3. Образование

Результаты ряда исследований позволяют предположить, что образование влияет на СБ (как правило более образованные люди сообщают о более высоком субъективном благополучии, но это влияние невелико и связано с другими факторами, такими скажем, как доход. Например, более высокое образование может служить источником повышения дохода, что усиливает положительное влияние образования на СБ, но одновременно и образование повышает уровень потребностей, что может отри­цательно сказаться на субъективном благополучии.

4. Религия

Так как религиозность понимается по-разному, данные в этой сфере противоречивы. Вера и религиозный традиционализм обычно положительно влияет на СБ. Хотя было обнаружено также, что религиозность негативно коррелирует с хорошим настроением. Выявлено, что религия оказывает существенное влияние на лиц моложе 65 лет, но не на более пожилых. В целом, в вопросе влияния религии на субъективное благополучие еще много неясного.

5. Брак и семья

Несмотря на то, что в публикациях по вопросам субъективного благополучия не сообщается о том, удалось обнаружить статистически значимое влияние брака на СБ, практически все корреляции положительны. Выявлено, что хотя замужние женщины и могут сообщать о большем стрессе, чем незамужние, они же сообщают и о большей удовлетворенностью жизнью. Обнаружено также, что состояние в браке является сильным фактором, определяющим уровень СБ, даже когда образование, доход и занятость контролируются.

6. Поведение и образ жизни

Социальные контакты. В большинстве работ обнаружены положительные кор.^е-ляции СБ и различными показателями сериальной активности, как объективными, так и субъективными. Лонгитюдные исследования обнаружили, что изменения субъективного благополучия находятся в прямой зависимости от увеличения или уменьшения социальных контактов, при этом большее влияние оказывают формальные контакты по сравнению с неформальными.

Виды активности. Исследования, проведенные на выборках пожилых людей, поддерживают точку зрения, заключающуюся в том, что активная жизнь способствует ощущению счастья. В этих, исследованиях было обнаружено, что некоторые виды ак­тивности оказывают существенное влияние на СБ, а другие - нет: взаимоотношения между активностью и СБ зависят от личности респондента. Неоднозначность ре­зультатов во многом обусловлена неопределенностью самого понятая активности: под ним подразумевались такие различные характеристики как физическая активность, хобби и участие в формальных организациях.

7. Пол

Как правило, женщины сообщают о более интенсивных чувствах: они испытывают большую радость и большую подавленность по сравнению с мужчинами. Имеются данные о связи удовлетворенности не только полом, но и с возрастом: молодые женщины более счастливы: чем молодые мужчины, а пожилые женщины менее счастливы, чем пожилые мужчины.

8. Биологические факторы

Многие исследователи обнаружили значимые корреляции между здоровьем и СБ, но они обнаружили также, что когда эти сзязи опосредуются другими факторами, такими как активность на досуге, влияние здоровья на СБ может значительно умень­шаться. Например, человек с плохим здоровьем, ведущий активный образ жизни. может характеризоваться большим субъективным благополучием. Следовательно, влияние здоровья из субъективнее благополучие - это не просто влияние того, как люди себя чувствуют физически, но также и возможностей, которые связаны с их состоянием здоровья. Взаимосвязь между здоровьем и СБ была более тесной у женщин и в тех случаях, когда использовались субъективные показатели здоровья.

С СБ связаны и некоторые другие биологические факторы. Плохой сон связа^ с ощущением несчастности, эта связь, скорее всего, двухсторонняя. Физические упражнения связаны с повышением настроения, хотя данных по этой теме пока мало. Наконец, были обнаружены сезонные вариации настроения, хотя неясно, являются ли эти изменения биологическими по природе. Погода также влияет на настроение, хотя этот эффект недолговременный.

9. Личность

Результаты ряда исследований предполагают, что наибольшее влияние на СБ оказывают устойчивые свойства личности, такие как темперамент. Была обнаружена связь экстраверсии со склонностью к положительным аффектам, а нейротизма - со склонностью, к отрицательным аффектам.

Одним из наиболее значительных факторов, обуславливающих степень СБ, яв­ляется самооценка, причем взаимоотношения между этими двумя переменными могут быть двунаправленными.

Другая особенность личности, которая имеет тесную связь с уровнем СБ - это интернальность. Характер этой связи может быть как положительным, так и отрица­тельным, в зависимости от культурных норм.

Можно было бы предположить, что интеллект должен значимо коррелировать с уровнем СБ, т.к. это социально-желательное качество. Однако, эта гипотеза под­твердилась лишь в некоторых работах, в остальных корреляция между величиной IQ и субъективным благополучием либо отсутствовала, либо была отрицательной. Воз­можно, существуют некоторые факторы, тесно связанные с интеллекте, которые могут снижать уровень СБ (например, более высокие потребности). Было обнаружено, что индивиды испытывают наибольшее благополучие когда ситуация соответствует особенностям их личности, хотя этот эффект не очень выражен.

Таким образом, можно сказать, что проблема взаимосвязи особенностей лично­сти и уровня субъективного благополучия требует дальнейшего изучения. Например, неясно, являются ли такие свойства личности, как оптимизм, причиной или следствием благоприятных событий.

10. Субъективная удовлетворенность отдельными аспектами жизни

Как показывают результаты исследований, субъективные суждения человека об удовлетворенности отдельными аспектами жизни имеют более тесную корреляцию с уровнем СБ, чем объективные условия. При этом наибольшее влияние на субъекти­вное благополучие оказывает удовлетворенность человека самим собой, удовлетво­ренность образом жизни и семьей также высоко коррелирует с СБ, в то время как корреляции с удовлетворенностью работой более умеренные, а с удовлетворенностью здоровьем и обществом (социальной средой) - еще ниже.

Следует учесть, что в некоторых подходах субъективная удовлетворенность от-, дельными аспектами жизни вообще не рассматривается как фактор, влияющий на СБ. Предполагается, что должна быть прямая зависимость между объективными внешними условиями и субъективным благополучием.

Таким образом, различные данные, касающиеся влияния различных факторов на уровень субъективного благополучия позволяют сделать ряд выводов:

1.Ни одна переменная, будь то демографические данные или особенности лич­ности не определяет целиком уровень СБ, а лишь вносит свой, более или менее выраженный вклад.

2.Практически все исследования в этой области страдают от недостаточности четких условий эксперимента; требуются тщательно спланированные лонгитюдные исследования, чтобы дифференцировать влияние переменных.

3.Необходимо дальнейшее развитие как теоретической базы изучения СБ, так и инструментов ее диагностики.

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Создание диагностических инструментов для измерения субъективного благополучия подняло вопрос о его структуре, которая хотя и не может быть универсальной.

Прежде всего, исследователи выделяют в субъективном благополучии когнит" з-ный (суждение об удовлетворенности жизнью) и аффективный (положительные и от­рицательные эмоции) компоненты. Положительные и отрицательные эмоции, входя­щие в аффективный компонент, находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Как первые, так и вторые коррелируют с общим субъективным благополучием, но корре­ляции их между собой могут быть различными в зависимости от ряда условий:

Во-первых, положительный я отрицательный эффект не является независимыми в каждый конкретный момент времени: каждый тип аффекта имеет явную тенденцию подавлять другой тип. Вследствии этого два типа аффекта отрицательно коррелируют друг с другом в отношении частоты, т.е. чем чаще человек испытывает один аффект, тем реже он испытывает другой;

Во-вторых, положительный и отрицательный аффекты связаны положительными корреляциями в отношении интенсивности, т.е. человек, испытывающий в жизни более интенсивные положительные эмоции, склонен испытывать также и более ин­тенсивные отрицательные эмоции;

В-третьих,приизмерениисреднихуровнейположительныхиотрицательных аффектов в течении длительных периодов времени выявляются низкие корреляции между ними, т.к. средние уровни являются результатом как частоты, так и интенси­вности аффекта.

Таким образом, составляющими субъективного благополучия являются: суждение об удовлетворенности жизнью, положительные эмоции, различные по частоте и интенсивности, отрицательные эмоции, различные по частоте и интенсивности. Методики, разрабатываемые в русле диагностики субъективного благополучия, могут быть направлены на измерение как всех его компонентов одновременно, так и одного или нескольких из них.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ШКАЛЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Шкала субъективного благополучия (шкала СБ) была создана в 1988 году фран­цузскими психологами Perrudet - Badoux , Mendelsohn и Chiche . Поводом для ее созда­ния послужило расширение исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Изучая воздействие хронических болезней на эмоциональное состояние личности, авторы методики столкнулись с необходимостью иметь небольшой скрининговый инструмент, отражающий оценку индивидом собственного эмоционального состояния. В результате была разработана шкала, измеряющая эмоциональный компонент субъективного благополучия.

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соот­ветствии с содержанием, пункты делятся на шесть кластеров:

1. НАПРЯЖЕННОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (пункты 2. 12, 16) 2.ПРИЗНАКИ,СОПРОВОЖДАЮЩИЕОСНОВНУЮПСИХИАТРИЧЕСКУЮ СИМПТОМАТИКУ, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и тому подобное (пункты 4, 9,14,17)

3. ЯЗМЕНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ (пункты: 1,11)

4. ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ (пункты 3, 6, 8)

5. САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ (пункты 7,15)

6. СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (пункты 5,10.13)

Испытуемый должен оценить каждое утверждение по семибальной шкале, где "1" означает "полностью согласен", "7" - "полностью не согласен", промежуточные баллы имеют соответствующие значения. Некоторые пункты являются "прямыми", т.е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 1 балл, при ответе "2" -2 балла и т.д. Другие пункты являются "обратными", т.е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 7 баллов, при ответе "2" - 6 баллов и т.д. Сумма баллов по всем пунктам составляет итоговый балл по тесту. Итоговый балл является показателем наличия и глубины эмоционального дискомфорта личности, а по ответам на отдельные пункты исследователь может выявить зоны особого напряжения или конфликта.

СферапримененияшкалыСБдостаточноширока.Онаможетсуспехом применяться для контроля общего состояния клиента в ходе лечения, обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.

В НПЦ "Психодиагностика" шкала субъективного благополучия прошла всю процедуру адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке, включая стандартизацию результатов. (См. "Шкала субъективного благополучия" Руководство НПЦ "Психодиагностика", Ярославль, 1993.)

Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Дифференцировка пунктов по шести кластерам, позволяет проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого. Шкала требует минимального времени для проведения и обработки и может применяться в различных ситуациях как с практическими, так и с исследовательскими целями.

Преимуществами данной методики являются ее краткость и скринирговый характер получаемой информации, что позволяет наметить направления дальнейшего исследования личности испытуемого.

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИТОГОВОГО БАЛЛА

Выборку стандартизации опросника составили 215 испытуемых, из них 118 мужчин и 97 женщин в возрасте от 18 до 60 лет (большинство в возрасте от 18 до 25 лет).

Максимальная тестовая оценка в нашей выборке составила 100 баллов, минимальная 25 балла (среднее значение - 59.14, стандартное отклонение - 14.81). Проверка распределения по критерию Колмогорова подтвердила его нормальность, и полученные данные были использованы для построения локальных тестовых норм (см.приложение).

Параллельно исследовалась зависимость оценок по тесту от пола испытуемого. Было проведено сравнение средних итоговых баллов в выборках мужчин и женщин: я. Средний балл в мужской выборке составил 58,73, а в женской - 60,03 балла, различие статистически незначимо. Поэтому расчет норм производился для обобщенной выборки.

Сырой балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение - 5.5, стандартное отклонение - 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезныепроблемы у них отсутствуют,нои полном эмоциональномкомфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

10 Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешены, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

Оценки отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (2-3 стена) говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого: он не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.

Крайне низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

"КЛЮЧИ" К ШКАЛЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

"Прямые"пункты(номервыбранногоответапрямосоответствуетполучаемому баллу): № 1,3,4,5,7,8, 11, 13, 15.

Присваиваемый номеру балл

"Обратные"пункты(приписываниебалловномерамответовноситобратный характер): № 2, 6, 9, 10, 12,14, 16, 17.

Номер ответа испытуемого на пункт

Присваиваемый номеру балл

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по "прямым" и "обратным" пунктам.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ ОЦЕНКИ

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

25-33

63-70

34-40

71 -77

41 -48

78-85

49-55

86-92

56-62

93 - 100

Опросник «Шкала субъективного благополучия»,

адаптация А.А. Рукавишникова

Инструкция

Укажите, пожалуйста, в какой мере Высогласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 - полностью согласен;

2 – согласен;

3 - более или менее согласен;

4 - затрудняюсь ответить;

5 - более или менее не согласен;

6 - не согласен;

7 - полностью не согласен.

Для каждого высказывания поставьте крестик в клеточке, соответствующего номеру выбранного Вами ответа.

В последнее время я был в хорошем настроении

Моя работа давит на меня

Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь

В последнее время я хорошо сплю

Я редко скучаю в моей повседневной деятельности

Я часто чувствую себя одиноким

Я чувствую себя здоровым и бодрым

Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или моими друзьями

Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине

Утром мне трудно вставать и работать

Я оптимист в отношении будущего

Я охотно меньше просил бы других о чем-либо

Мне нравится моя повседневная деятельность

В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи

В последнее времяя чувствую себя в прекрасной форме

Я все больше ощущаю потребность в уединении

В последнее время я был очень рассеян

База исследования: студенты 4 курсов психологического и экономического факультетов МОСИ.

Выборка: 37 человек.

Для изучения субъективного благополучия мы использовали следующие методики:

1. « Шкала субъективного благополучия» (М.В.Соколова)

Шкала субъективного благополучия оценивает эмоциональный компонент субъективного благополучия в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Цель: измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК).

Порядок работы: Испытуемым дается опросник с 17 утверждениями, необходимо ответить степень согласия - несогласия с ними с помощью следующей шкалы: 1 - полностью согласен; 2 - согласен; 3 - более или менее согласен; 4 - затрудняюсь ответить; 5 - более или менее не согласен; 6 - не согласен; 7 - полностью не согласен.

Обработка результатов: Подсчет значения шкалы субъективного благополучия проводится путем суммирования баллов, получаемых за ответ на каждый вопрос из расчета: 1 - 1балл, 2- 2 балла, 3 - 3 балла, 4 - 4 балла, 5- 5 баллов, 6 - 6 баллов, 7 - 7 баллов.

Перевод первичных данных в шкалу стенов осуществляется в соответствии с таблицей:

Измеряемые параметры:

Средние оценки (4-7 стена) свидетельствуют о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (высокие оценки), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

Оценки отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (низкие оценки) говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого: он не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.

Крайне низкие оценки по шкале субъективного благополучия (1 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Такой человек обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам .

2. Тест-опросник уровня субъективного контроля.

Цель: изучения типа локализации субъективного контроля личности, характера субъективного принятия ответственности личности за происходящие события в различных сферах (достижений, неудач, общения, семейных отношений, здоровья).

Порядок работы: Испытуемым дается опросник, состоящий из 44 утверждений, где они должны были отметить степень согласия-несогласия с ними.

Обработка результатов: Подсчитываются баллы по 7 шкалам, сырые баллы переводятся в стены, выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стен). Показатель выше 5,5 стен свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 об экстернальном типе и строится профиль УСК (уровня субъективного контроля).

1. Шкала общей интернальности (Ио).

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие показатели указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип).

Высокие показатели свидетельствует и том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Низкие показатели указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам -- руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие показатели указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей .

Достоверность полученных результатов определялась с помощью t - критерия Стьюдента, при p ? 0,05.

Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью

Назначение теста

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Инструкция к тесту

Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 - полностью согласен;
. 2 - согласен;
. 3 - более или менее согласен;
. 4 - затрудняюсь ответить;
. 5 - более или менее не согласен;
. 6 - не согласен;
. 7 - полностью не согласен.

Тест

1. В последнее время я был в хорошем настроении.
2. Моя работа давит на меня.
3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
4. В последнее время я хорошо сплю.
5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
6. Я часто чувствую себя одиноким.
7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.
8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
9. Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.
10. Утром мне трудно вставать и работать.
11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
13. Мне нравится моя повседневная деятельность.
14. В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.
15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.
17. В последнее время я был очень рассеян.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) - № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов


Присваиваемый номеру балл 1 2 3 4 5 6 7

Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 7 6 5 4 3 2 1

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) - № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

1. Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).
2. Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).
3. Изменения настроения (1, 11).
4. Значимость социального окружения (3, 6, 8).
5. Самооценка здоровья (7, 15).
6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение - 5,5, стандартное отклонение - 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

«Сырой» балл Стены
25 1 52 4 77 7
26 1 53 4 78 8
27 1 54 4 79 8
28 1 55 4 80 8
29 1 56 5 81 8
30 1 57 5 82 8
31 1 58 5 83 8
32 1 59 5 84 8
33 1 60 5 85 8
34 2 61 5 86 9
35 2 62 5 87 9
36 2 63 6 88 9
37 2 64 6 89 9
38 2 65 6 90 9
39 2 66 6 91 9
40 2 67 6 92 9
41 3 68 6 93 10
44 3 69 6 94 10
45 3 70 6 95 10
46 3 71 7 96 10
47 3 72 7 97 10
48 3 73 7 98 10
49 4 74 7 99 10
50 4 75 7 100 10
51 4 76 7

Источники

Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470 МЕТОДИКА: Шкала субъективного благополучия (Г. Перуэ-Баду) (G. Perrudet-Badoux) (адаптация М. В. Соколовой). Шкала субъективного благополучия представлявляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия. Методика оценивает качество эмоциональных пе- реживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Дифференциров- ка пунктов по шести кластерам позволяет проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого. Шкала требует минимального време- ни для проведения и обработки и может применяться в различных ситуациях как с практическими, так и с исследовательскими целями. Преимуществами данной методики являются ее краткость и скрининговый характер получаемой информации, что позволяет наметить направления даль- нейшего исследования личности испытуемого. Процедура проведения и обработки данных. Испытуемый должен оценить каждое утверждение по семибалльной шкале, где "1" означает "полностью согласен", "7" - "полностью не согласен", про- межуточные баллы имеют соответствующие значения. Некоторые пункты являются "прямыми", т.е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 1 балл, при ответе "2" - 2 балла и т. д. Другие пункты являются "обратными", т. е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 7 баллов, при ответе "2" - 6 бал- лов и т. д. Сумма баллов по всем пунктам составляет итоговый балл по тес- ту. Итоговый балл является показателем наличия и глубины эмоционального дискомфорта личности, а по ответам на отдельные пункты исследователь может найти зоны особого напряжения или конфликта. Сфера применения Шкалы субъективного благополучия достаточно широка. Она может с успехом применяться для контроля общего состояния клиента в ходе лечения, обнаружения проблемных зон при психологическом консультиро- вании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности. В НПЦ "Психодиагностика" Шкала субъективного благополучия прошла всю процедуру адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке, включая стандартизацию результатов. Интерпретация. Сырой балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале сте- нов (среднее значение - 5,5, стандартное отклонение - 2), является основа- нием для интерпретации результатов теста. Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности ка- чества. Лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным бла- гополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоцио- нальнокомфорте говорить нельзя. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучий (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимис- тичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации. Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выра- женном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности; они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испы- тывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, посто- янно беспокойся по поводу реальных и воображаемых неприятностей. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (2-3 сте- на) говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого: он не испыты- вает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведени- ем. Крайне низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологи- ческих проблем. Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооцен- кой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам. Воспросник состоит из 17 утверждений. Примерное время тестирования 5-10 минут. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Шкала субъективного благополучия. Ф.И.О:_____________________ Доп. данные:_______________ Диагностическая шкала: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─╢> <────[-]───><─────[==]─────><───[+]────> Тестовый показатель - ПБ = 93 10 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Крайне высокий показатель субъективного неблагополучия. Зна- чительно выраженный эмоциональный дискомфорт. У таких лиц возможно наличие комплекса неполноценности; они, скорее всего, не удовлет- ворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и на- дежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.