Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Древнеславянские поселения. Ведическое поселение здравомыслящих людей

Древнеславянские поселения. Ведическое поселение здравомыслящих людей

Хотя определение точного возраста древних поселений - не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.


История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию. По мнению некоторых археологов, Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.


На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус. В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.



Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны - Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо. Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо - средневековой крепостью X века - внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Город Сузы на юго-западе Ирана - еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей. В настоящее время Сузы - небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.

Развитие земледелия в эпоху неолита и в особенности энеолита (IV-III тысячелетия до н. э.) обусловило появление первых поселений-городищ, отвечавших требованиям оседлого образа жизни.

На территории европейской части Советского Союза (между Карпатами и Днепром) высокого развития достигла в то время так называемая Трипольская культура. Поселения трипольцев имели, как правило, округлую форму, образованную периметрально располагавшимися многоочажными жилыми строениями полуземляночного типа. В центре поселков оставлялась свободная территория, служившая, по-видимому, местом для общинных собраний, а также для хранения запасов урожая и в качестве загона для стада. Во многом сходная система застройки городищ получила распространение и в более поздние периоды развития первобытно-общинного строя.

Праславянское поселение у села Пустынка на Днепре XV-XII вв. до н.э. План. Крестами обозначены места расположения святилищ.

праславяне русь городище градостроительство

Современные лингвисты считают возможным говорить о выделении в данную эпоху языковых предков славян, в число которых отчасти входили и трипольцы.

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. на рубеже бронзового века в жизни целого ряда народов, населявших Восточную Европу, происходили глубокие изменения. Именно к этому времени относилось установление патриархата и моногамной семьи.

В первой половине II тысячелетия до н. э. наблюдались значительные перемещения племен и объединение их в союзы и культурные общности. В одну из таких больших североевропейских общностей вошли протославяне, которые, по мнению историков, занимали обширную область к северу от Карпат между Одером, Вислой и Днепром.

К середине II тысячелетия до н. э., ко времени расцвета бронзового века, наметилось обособление праславянского массива от остальных индоевропейских народов. Праславянский период охватывал около двух тысячелетий, он окончился условно к середине I тысячелетия н. э. Однако за это время произошел целый ряд крупных исторических перемен в жизни предков славян, так же как и других народов Европы.

1-укрепленные ворота; 2-дамба, связывавшая городище с берегом озера

Поселения праславян бронзового века носили в основном характер неукрепленных деревень, плотно застроенных отдельными небольшими домами-полуземлянками. Представление о таком поселении дают, например, раскопки у села Пустынка на берегу Днепра.

Значительным историческим рубежом стал переход от «бронзового» века к «железному», закончившийся приблизительно к VII в. до н. э. Появление железа заметно ускорило экономическое развитие праславянских племен, оно позволило перейти к пашенному земледелию.

К этому же времени относилось и некоторое увлажнение и похолодание климата Европы, что привело к смене необъятных степей бронзового века (когда-то лесостепь доходила до Верхнего Поволжья и даже до берегов Финского залива) лесами. Именно в это время установились существующие поныне ландшафтные зоны.

Оставшаяся широкая полоса степи, протянувшаяся с запада на восток вдоль северного побережья Черного моря, была занята в то время воинственными скотоводческими племенами киммерийцев, которых в VII в. до н. э. сменили родственные им скифы, а затем сарматы. Теснимые кочевниками приднепровские праславяне вынуждены были создать приблизительно в IV-VIII вв. до н. э. на границе с киммерийской степью целую систему укрепленных городищ. В более позднее скифское время эта линия пограничных крепостей не только продолжала существовать, но и протянулась далее на запад, пополнившись новыми крупными городищами, такими как Бельское на Ворскле (VII в. до н.э.) и упоминавшийся Геродотом Гелон (VIв. до н.э.) - гигантское городище, а вернее целый район, обнесенный земляными валами общей протяженностью около 30км, очевидно, служивший убежищем большому союзу племен. Повидимому, к этому же времени относилось и создание так называемых «Змиевых валов», протянувшихся на многие километры по южной границе лесостепи для защиты всей славянской земли от набегов кочевников.

В середине I тысячелетия до н. э. укрепленные общинные поселки-городища стали появляться по всей Северной и Восточной Европе. Примером древнейшего праславянского укрепленного поселения служит открытое в Польше Бискупинское городище, относящееся к VII-V вв. до н. э. Его застройка рядами одинаковых домов под общими двускатными крышами наглядно выражала существо социальных отношений родовых общин, не знавших имущественного неравенства. Другим интересным примером того же времени служит городище Тушемля на Смоленщине, которое было защищено с нагорной стороны пятью рядами земляных валов и рвов.


Городище Тушемля, середины I тысячелетия до н.э. Общий вид. Реконструкция. Городище располагалось в Смоленщине, на берегу реки Тушемля, левого притока Сежи. Длина овальной площадки городища составляла 35 м, ширина 32 м.

В начале нашей эры праславянские племена расселились на Дунае и вышли к границам Римской империи, с которой они установили достаточно оживленную торговлю, о чем свидетельствуют клады римских монет, найденные в славянских землях, Торговые связи с Римской империей не могли не сказаться на развитии славянской культуры, однако в отличие от многих других «варварских» народов праславяне не были покорены Римом и не утратили своей самобытности.

Особенность раннеславянских поселений I-V вв. н. э. заключалась в том, что большинство из них строилось без укреплений и представляло собой большие вытянутые вдоль рек на 1-1,5 км открытые деревни, поблизости от которых находились культовые центры и кладбища. Вместе с тем в северо-восточных лесных районах, куда начали проникать славянские общины, в этот же период возникло немалое число совсем других поселений, имевших компактную форму и укрепления в виде валов и деревянных частоколов. К таким городищам начала нашей эры относилось Березняковское городище в Верхнем Поволжье.

Нашествие готов, а затем гуннов в середине I тысячелетия н.э. не могло не сказаться пагубно на земледельческой культуре славян, оказавшихся на пути у воинственных кочевников. В этот период у славян появились сильные вооруженные дружины, которые нередко принимали участие в войнах варварских народов как между собой, так и с Византийской империей.

Новый этап развития славянских племен пришелся на вторую половину I тысячелетия н.э., когда территория их расселения еще более увеличилась в северо-восточном и южном направлениях, В VI-VII вв, ими была заселена значительная часть Балканского полуострова, При этом наметилось обособление западных и восточных славян.

В этот период начался процесс складывания древнерусского государства , что было сопряжено с зарождением в недрах первобытно-общинного строя предпосылок раннефеодальных отношений. Характерная для более раннего времени родовая замкнутость общин стала разрушаться и на смену первобытным кровнородственным связям постепенно стали приходить связи территориальные и экономические, родовая община стала перерастать в общину соседскую.


Городище Березняки в Верхнем Поволжье (близ Рыбинска). Существовало до V в. н.э. Генеральный план: 1-постройка для собраний общины; 2 - житница; 3-кузница; 4-место, где хранился пепел умерших; 5-помещение для прядения; 6-загон для стада; 7-ворота, по сторонам которых остатки валов. Без обозначений - жилые дома.

С этим был сопряжен рост имущественного неравенства и усиление родоплеменной знати, превратившейся в конечном итоге в собственников земли, в феодалов-бояр. Другими словами, во второй половине I тысячелетия н.э. в славянских землях происходил процесс становления классового общества. Однако процесс этот носил весьма сложный и неоднозначный характер, он растянулся не на одно столетие, что соответствовало неравномерности развития самих славянских племен, Государство на Руси возникло лишь в IX в.

Образованию единого Киевского государства предшествовал процесс возникновения большого числа отдельных самостоятельных племенных союзов во главе со своими старейшинами и князьями. Каждое из восточнославянских племен, входивших в эти первые древнерусские княжества, занимало определенную территорию (примерно 40-60 км в поперечнике) и имело свой главный «град» - укрепленное городище, в котором собиралось общеплеменное вече, находились святилище и торг, производился суд, В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, которые в большинстве своем жили в неукрепленных деревнях, Однако наряду с городищами-политическими и культовыми центрами племен, встречались также и городища - укрепленные поселения одной или нескольких родовых общин.

Особую категорию составляли городища чисто культового назначения -языческие капища, которые, как правило, также занимали возвышенные места и обносились стенами, но уже не из оборонительных, а из религиозных соображений, На таких капищах и «лысых горах» древние славяне устанавливали идолов своих богов; Рода, Лады и Лели, Макоши, Сварога, Стрибога, Белеса, Перуна, Ярилы и многих других, в честь которых устраивались жертвоприношения и ритуальные игры, В дни праздников к этим центрам сходились жители всей волости.

По письменным источникам, восточнославянские племена заселяли значительные территории, Северные земли населяли словене и кривичи, Первые имели своим центром Новгород, а вторым принадлежали Псков, Смоленое и, вероятно, Ростов, Полоцк был столицей полочан (также относившихся к кривичам), живших по среднему течению Западной Двины на р. Полоте, Чернигов и Новгород Северский являлись центрами племен северян, а Искоростень-древлян, Окраинное положение на западе Русской земли занимала область волынян с древним «градом» Волынь, Существовали также племена вятичей, бужан, радимичей, уличей, дулебов и др. На северо-востоке славяне глубоко проникли в земли, заселенные угро-финскими племенами веси, чуди, мери, муромы, мещеры и основали здесь Ростов и Муром. А на побережье Черного и Азовского морей русским принадлежала Тмутаракань. Самым значительным в то время было племя полян, центром которого являлся Киев. Киев и подчинил себе все прочие восточнославянские земли и к концу I тысячелетия н. э. сделался столицей огромного Русского государства, раскинувшегося от Карпат до Прионежского края.

По периметру городища размещались клети-тарасы с пристроенными к ним хозяйственными и жилыми помещениями. В срединной части-полуземлянки и два загона для скота.


Примерами патриархальных городищ эпохи формирования древнерусского государства могут служить Большое Боршевское, Екимауцкое, Райковецкое и многие другие. Эти городища по своему существу были глубоко архаичны, поскольку создавались в то время, когда в наиболее развитых районах стали уже возникать раннефеодальные города.

Для первобытно-общинных славянских городищ были характерны некоторые общие признаки : городища обносились земляными валами и деревянными стенами и занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях нагорные плато по берегам рек и озер, территории у слияния двух рек, на полуостровах и островах, иногда среди болот, По своим очертаниям в плане городища в основном подчинялись конфигурации естественного рельефа местности, но при этом тяготели к округлой форме, Застраивались они преимущественно домами полуземляночного типа, иногда наземными строениями, которые могли объединяться в компактные группы- родовые «гнезда» или в протяженные блокированные многосемейные дома под общей крышей, Нередко такие дома располагались по периметру городища и усиливали мощность оборонительных стен. В срединной части городищ, как правило, размещались общинные постройки разного назначения. Здесь же нередко имелось небольшое озерцо - жизненно важный источник воды. Значительная площадь городищ оставалась незастроенной и служила загоном для общинного стада.

Организуется славянская община-экопоселение.

Среди нас есть родовой знахарь, который будет обучать всех членов общины. Место уже найдено, план действий проработан. Все необходимые знания есть: строительство, земледелие, скотоводство по специальным древним технологиям.

Собираем людей, чтобы переехать из мегаполисов и жить в общине на земле, земли уже выкуплены.
Места в глуши, красивые. Тупиковая дорога, ближайшая деревня в 6 км; так как там никто не живёт уже лет 20 - земля отдохнувшая, очистившаяся, грибов море, река рядом.

ВНИМАНИЕ: выкупили землю - Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха - заповедные места, чистейшие, тишайшие, заезжаем ранней весной - требуется больше активных, ответственных, решительных единомышленников! А то большинство: "да нет, ну я не знаю, ну я с радостью бы, но позже, через годик, у меня то, у меня сё.." - так человек сам себя закапывает в могиле под названием мегаполис.

Самое сложное это начало, создание, организация общины. Вот где особенно нужна помощь! Русичи, будьте активны! Присоединяйтесь!

Землю мы не распродаём - ОНА НЕ ПРОДАЁТСЯ - земля - общинная собственность и никакой нарезки на личные гектары не будет! Делается это для того, чтобы не расшатывать единение общины, если какой "умник" начнёт сепаратистские настроения.
Решения в общине принимаются единогласием, кругом.

Мы не принимаем в поселение сыроедов, анастасийцев.

Читать полностью

Стена поселения

28.05.2012 - 14:57

Мы хотим помочь тем людям, которые хотят понять что такое настоящая славянская община живущая на земле.
Коротко о нас. Мы уже переехали на свою землю. У нас лесов 15 Га - выкупили. У нас несколько полей для сельско-хозяйственной деятельности - 150 Га, различная сельхоз техника. Мы взяли в аренду 30 км. речки Вондух.
И мы хотим вытащить вас из ада городов хотя бы на время.
Чтобы люди приехали, посмотрели на славянский общинный уклад жизни, полное отсутствие индивидуализма, где человек ни в чём не нуждается. Он трудится на радость себе и природе во славу славяно-арийских богов.
Мы приглашаем всех славян приехать к нам в гости и потрудиться совместно со всеми членами общины на благо создания нового общества, где будет отсутствовать частная собственность.
И кому понравится и кто зарекомендует себя с положительной стороны, того мы с радостью примем в наши ряды.
Звоните 8-920-968-03-48.
http://belovodye.ucoz.ru

25.02.2012 - 15:58

А также, в связи с тем, что очень много непонятливых и ленивых что даже просто по телефону позвонить не могут - прошу, ответы на часто задаваемые вопросы:

Сводная информация

Статус Поселение строится Позиционирование Община-экопоселение Обновление от 13 Июнь 2012 На сайте с 24 Февраль 2012

Условия вступления

Присоединятйтесь к нашему коллективу!

Местоположение

Россия, Владимирская область, Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха на берегах священной реки Вондух.

Возможность для приезда

Можно ставить палатки

Как добраться до поселения?

Увидеть нас могут только те, кто зряч...
Другие же видят просто поле и речку.

О коллективе

Участники

Образ поселения, устав, правила

Живя на природе, мы организуем новый центр будущей возрождающейся культуры Руси изначальной, т.е. далее мы будем вытаскивать людей из мегаполисов и селить их вокруг нашего поселения.
Мы берём на себя цивилизаторскую миссию возрождения, а не просто хотим свалить в глушь, чтоб кайфовать там в одиночестве - развитие не возможно без общества, а общинность есть суть славянской цивилизации.

Инфраструктура

Дороги до поселения

Дороги внутри поселения

Ближайшие населенные пункты

Коммуникации

Сотовая связь Вода Есть общественные родники Газопровод Электричество

Общий дом

Общего дома нет

Образовательные учреждения

Школа

Расстояние до школы

Природа

Участки с какой лесистостью присутствуют

  • Без древесной растительности
  • С отдельными древесными растениями возрастом до 5-7 лет
  • С отдельными взрослыми деревьями
  • Со взрослым лесом

Есть, значительный

Типы лесов

  • Лиственный лес
  • Хвойный лес
  • Смешанный лес

Рельеф местности

  • Ровные поля
  • Овраги и обрывы

Водоемы (менее часа ходьбы)

  • Река, подходящая для плавания на лодках

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать "освящённые временем" традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.
Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.


III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть "ульями", их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было "улья". То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую...
В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми "гнёздами", то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись "общинным домом" для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.


Древнее, "гнездовое" поселение.
VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – "родовая" община постепенно превращалась в "соседскую"...
По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-"однодворки". Существовали, однако, и более крупные.

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава VIII. Хозяйство древних славян и поселения.

Долгое время, по крайней мере до конца праславянского единства, славяне занимались кочевым земледелием . А именно, они не оставались постоянно на одном участке земли, подвергая его рациональной обработке, а кочевали родами и кланами, всегда выискивая новые участки либо для пахоты, либо для новых пастбищ, в зависимости от условий местности, в которую они попадали.

Это было обусловлено тем, что в праславянскую эпоху значительная часть славян жила в области, вообще не пригодной для земледелия, на землях, изобилующих озёрами и болотами, или среди дремучих лесов (Полесье, Центральная Россия). Здесь, естественно, они были вынуждены добывать средства к существованию иными способами: охотой и рыболовством, бортничеством и скотоводством; роль земледелия в этих областях еще в X веке была незначительной. Но там, где позволяли почвенные условия, славяне издавна занимались земледелием; однако и при этом виде хозяйства они вначале не оставались постоянно на одном месте, но перекочевывали с места на место, правда, в пределах небольших районов и в определенном направлении.

Это отнюдь не было кочевничеством в прямом смысле этого слова – на конях и на повозках среди стад, – известным нам, например, из истории жизни скифов и сарматов; у славян это был подвижный образ жизни земледельцев и охотников. Уже Тацит справедливо отделил славян и германцев, которые вели подобный образ жизни, от подлинных кочевников, сарматов «in plaustro equoque viven-tibus»1.

С этой переменой места жительства было связано все развитие славян ; расселение их с прародины шло, по крайней мере частично, таким же простым и медленным путём. На новых исторических местах жительства этот подвижный образ жизни сохранялся ещё некоторое время, вплоть до VI века 2, когда ему был положен конец, с одной стороны, завершением переселения, новыми условиями и общением с более культурными соседями, у которых славяне наблюдали рациональное ведение хозяйства, с другой же стороны – нашествием и господством аваров , борьба с которыми потребовала большего единства славян и, в особенности, строительства укрепленных центров.

Пока славяне сохраняли полукочевой, подвижный образ жизни , планировка и размеры их поселений изменялись в зависимости от условий и характера почвы. Но впоследствии, когда число славян значительно возросло и они перешли к прочной оседлости, система их полей и планировка поселений начали принимать более определенную форму, поскольку устраивались они уже надолго и на это устройство оказывала влияние сложившаяся веками традиция.

Таким образом начал развиваться постоянный тип поселения , подобно тому как установился и постоянный тип дома. Но для формирования единой общеславянской планировки жилищ и поселений было уже поздно. Славяне за это время оказались в самых различных географических и экономических условиях, и поэтому все постройки , а следовательно, и планировка поселений не могли быть повсюду едиными. Хотя нам и неизвестно, был ли у славян, пока они жили на своей прародине – на севере Карпат, единый общий уклад жизни и единая планировка построек, но все же можно допустить, что начиная уже со времени расселения славян такого единства больше не существовало.

О формах славянских поселений в конце языческого периода исторические источники почти ничего не сообщают, археология также дала пока мало сведений, и все они носят слишком частный характер. Нам остается обратиться лишь к данным сравнительной этнографии и аграрной истории, научное обобщение которых произвел для славян Авг. Мейтцен, в дальнейшем развитое К. Инама-Штернеггом, В. Левецом, Я. Пейскером, а из современных ученых – главным образом О. Бальцером57.

Полученные до настоящего времени результаты этих работ позволяют наметить у славян, как современных, так и древних, три основных типа поселений: 1) тип круговых поселений (так наз. okolica, okrouhlice), дома которых расположены вокруг деревенской площади наподобие круга или подковы; 2) тип уличных поселений , в них дома располагаются по обе стороны дороги;

3) хуторской тип поселений, где дома отдалены друг от друга на значительное расстояние и при каждом дворе располагается его поле.

На основании того, что первый тип круговых поселений встречался в Центральной Германии на Лабе , там, где когда-то обитали славяне, возникла теория58, что тип круговых поселений (нем. Runddorf) является специфически славянским типом, тогда как немцам принадлежал наряду с типом разбросанных дворов (Haufendorf) и более поздний тип уличных поселений (Strabendorf).

Однако теперь нам известно, что дела обстояли не вполне так. Хотя круговые поселения действительно встречаются в Полабье в славянских областях и там этот тип можно считать свойственным местным славянам, но ту же планировку мы находим и в немецких областях, причем у поселений со старыми немецкими названиями. Иногда тип круговых поселений встречается ещё в Чехии, Моравии, Силезии, но дальше на восток, в Польше, в России, а также у южных славян его нет , по крайней мере не было известно до настоящего времени.

На востоке, в Польше, в России и у южных славян повсюду встречается прежде всего второй тип уличных поселений , причем с таких давних времен, что и эту «уличную» планировку следует считать древней славянской формой; только те поселения второго типа, рядом с которыми расположены за домами длинные поля настолько правильной формы, что они могли появиться сразу только путём точного обмера и раздела всей пахотной земли по приказу светской или духовной власти, – только эти поселения уличной планировки следует считать более поздними, возникавшими начиная с XII века под влиянием аграрного немецкого права.

Так же точно, стихийно, возникал у славян третий тип разбросанных поселений всегда там, где этого требовали условия гористой местности, в особенности на Кубани, Кавказе и Балканском полуострове.

Из всего сказанного видно, что специфически общеславянского типа поселения не существует. Славянам были известны все указанные виды планировки поселений, они избирали их в зависимости от условий местности и в зависимости от того, что послужило причиной возникновения поселения, которое могло появиться либо в результате разрастания одной первоначальной семьи, либо в результате единовременного основания всего поселения.

Также нельзя утверждать, что какой-то определенный тип поселения был безусловно и во всех случаях наиболее древней ступенью, из которой впоследствии развились другие типы. Однако естественно предположить, что система отдельных дворов, то есть мест жительства отдельных семей, была наиболее древней 59 и что из этих дворов вследствие их разрастания возникали на удобных местах большие поселения круговой или уличной планировки , которые, разумеется, могли также возникнуть и сразу при переселении.

Что касается хронологического соотношения круговых и уличных поселений, то тут интересно отметить, что археологические исследования в центральной Германии, направленные в последние годы на изучение остатков и планировки славянских поселений VII–XI веков, установили пока наличие здесь круговых поселений 60, но считать на этом основании, что эта планировка везде предшествовала уличной, было бы при недостатке материала из других земель слишком преждевременно61.

Итак, общая форма древнеславянских поселений была различной. Жилища были либо разбросаны, отдалены друг от друга, причем хозяйственные постройки и все поля были сгруппированы около дома, либо дома располагались по кругу или рядами вдоль дороги, а хозяйственные постройки позади них, причем пахотная земля, расположенная вокруг поселения, была разделена на ряд больших участков в зависимости от их качества, и на каждом из этих участков (campus в лат. источниках) житель поселения имел свою долю, своё поле (аger). Эти campi и agri сначала были неправильно расположены, их величина и форма были различны, чаще всего квадратные, так что вся разделенная земля была похожа на шахматную доску , что также было связано с первоначальной вспашкой поля ралом вдоль и поперек 62.

Поля в виде длинных полос одинаковой ширины и длины у менее древних рядовых поселений были результатом по образцу немецких полей, и появляются в XII и в особенности в XIII веках.

Кроме поля, в каждом поселении были, как видно из многочисленных документов Х века и последующих веков, общие пастбища (pascua), дороги (via), охотничьи угодья в лесу (venatio cum saepibus, clausurae), рыболовецкие участки на водоемах (piscatio, piscatura), свои пасеки (hortus apum, mellificium) и мельницы (molendinum, mola). Все это в документах того времени обозначалось терминами: villa cum appendiciis, pertinentiis suis, cum omnibus ad eam pertinentibus, cum omnibus utilitatibus и т. п.63

Княжеская резиденция отличалась от простого сельского поселения тем, что здесь все было сосредоточено при одном большом дворе или при нескольких дворах, а также тем, что вся работа по хозяйству была разделена между принадлежавшими княжескому двору подневольными людьми, вследствие чего на княжеском дворе были свои пахари, жнецы, виноградари, пастухи для разных видов домашних животных, пчеловоды, рыболовы, охотники, пекари, мельники, пивовары, к этому прибавлялся также ряд ремесленников, работавших на княжеский двор.

Долго считалось, что из названий древних славянских поселений наиболее древними являются патронимические , обозначающие потомков одного и того же предка суффиксом -ичи iči, – ici, – ice, например Стадичи — Stadice (древнее Stadici) – потомки Стада, Дрславичи — Drslavice – потомки Дреслава. Имена же посессивные, образованные от имени хозяина поселения путём прибавления суффикса – ov, – ova, – ovo, а в женск. роде – in, – ina, – ino либо путем смягчения окончания имени собственного (Holeš-ov, Radot-in, Budeč), названия, характеризующие природные условия местности, а также многие другие считались более поздними64.

Однако достоверным является то, что хотя большинство патронимических наименований действительно древние, но такими же древними наряду с ними являются и наименования, относящиеся к физио-графическому характеру местности. Более новыми могут считаться лишь большинство посессивных названий; следует признать, что и патронимия появлялась в большом количестве лишь в XII и XIII веках.

———————————————— ***

57. Meitzen A. Urkunden schles. Dórfer zur Geschichte der landl. Verhaltnisse (Codex dipl. Silesiae, IV, Breslau, 1863); Siedelung und Agrarwesen etc., 1.26; 11.437, 492, 669; O. Balzer, Chronologia najstarszych kształtów wsi słowiańskiej i polskiej (Kwartalnik historyczny, 1910), XXIV.363. Остальную литературу см. «Źiv. st. Slov.», III, 187 и К. Potkański, Pisma pośmiertna, I, Krakov, 1922.

58. Эта теория была высказана в германии Б. Якоби (1845, 1856), X. Ландау (1854, 1862) и заимствована затем Шемберой (1868), Воцелом (1866) и др. См. «Ziv. st. Slov.», III, 188. Впрочем, Мильке неверно считает этот тип поселений в Полабье первоначальным германским типом, заимствованным славянами («Die Herkunft des Runddorfes», Zeitschrift fur Ethnol., 1921, 273, 301).

59. В VI в. Прокопий (111.14) характеризовал славян, стекающихся на Балканский полуостров: «οίκοΰσι δέ έν καλΰβαις οίκτραΐς διεσκηνημένοι πολλώ μεν άπ’άλλήλων» — «у них много работы, проделанной многими».

60. Главным образом исследование Кикебуша. См. «Źiv. st. Slov.», III, 189.

61. Дм. Самоквасов когда то отстаивал теорию, что в России первыми формами поселений были укрепленные городища («Северянская земля и северяне по городищам и могилам», М., 1908, 46, 57 и «Древние города России», М., 1873). Эта теория не может иметь вообще значения, тем более для России.(?)

62 См. выше, с. 447–448. 63.«Źiv. st. Slov.», III, 199. 64. «Ziv. st. Slov.», Ill, 201.