Это полная инструкция по воздушным змеям (Кайтам). Она включает в себя разделы по базовой технике пилотирования, поправки на ветер, вступительные маневры, совершенствование воздушных змеев и т.д.
Любители Кайта называют ее «Библией»
Законам физики подвластны все воздушные змеи (кайты) без исключения. В зависимости от силы ветра, массы и дизайна воздушного змея меняется его поведение, но опять таки не противореча законам физики. Данный мануал и автор, его написавший, не несет никакой ответственности и не дает гарантий, касательно использованию воздушных змеев, как согласно правилам пилотирования, так и вне каких либо правил. Этот мануал не рассказывает вам, как сделать воздушный змей или о кайт истории, мы лишь хотели бы передать азы пилотирования и немножко приподнять завесу над этими хрупкими, но грациозными созданиями – воздушными змеями (кайтами).
Большинство людей не тратят много времени на определение ветра, да и вообще думая о ветре. Моряки, летчики или другие чья профессия связана с ветром станут исключением, потому что для обычных людей средний ветер мало влияет на их повседневную жизнь и, как правило, они не замечают какие то незначительные изменения.
Воздушные змеи (кайты) бывают разные. Сама по себе связь кайт - ветер представляет собой систему, в которой ветер это двигатель, нет двигателя – нет полета.
Опытные летчики, и те, кто непосредственно связан с ветром, имеют привычку смотреть за ветром практически постоянно, даже когда не летают. Они смотрят на флаги, деревья, круги на воде и другие признаки движения воздуха в пространстве.
Осознание ветра – это то, что превращает из любителя ветра в опытного летчика. Поэтому вне зависимости от того какой у вас уровень подготовки, хотим вас предостеречь, ветер ни в чем не виноват! Многие стали думать, что ветер должен их слушать и делать то, что они скажут, но мы вас разочаруем, всё в точности наоборот, это вы должны «слушать» ветер, предугадывать его поведение, потому что ветер сам по себе, и он вправе делать то, что ему заблагорассудится. Если вы научитесь справляться с энергией ветра и будете направлять его в нужное русло, то вы станете одним из лучших воздушных покорителей.
Так что начинайте наблюдать за ветром, станьте одним из тех задумчивых наблюдателей, которые всегда замечают малейшее изменение ветра.
Ветер имеет две характеристики: Плавность (гладкость) и Сила!
Поговорим в первую очередь про ПЛАВНОСТЬ (ГЛАДКОСТЬ)
Найти гладкий ветер для полетов так же важно как найти гладкую дорогу для комфортной езды. К сожалению, нет такого понятия как «устойчивый бриз», точно так же как и нет совершенно идеальных дорог без ухабов и ямок. Хоть вам и кажется что ветер зачастую устойчивый и ровный, и что это всего лишь масса воздуха перемещающаяся с одного места на другое, то тут еще есть куча нюансов. На ветер влияет множество факторов, как например трение с землей, которая замедляет его движение, так же такие препятствия как деревья, здания и холмы создают не мало преград для ветра, в том числе и изменение температуры, которая так же сильно влияет на ветровой режим.
Давайте рассмотрим ветер на картинках, направление стрелки будет указывать о направлении ветра, а длинна стрелки о его скорости.
Если бы земля была совершенно плоской, то ветер выглядел бы следующим образом:
Трение воздуха с поверхностью земли заставляет воздух вблизи грунта двигаться медленней, чем в верхних слоях, даже если ветер довольно сильный.
Вы даже можете это проверить на себе, в ветреный день можете просто принять горизонтально положение по отношению к земле и почувствуете, на сколько сильно изменилась сила ветра. Другими словами, чем ближе ветер к земле тем он сильнее замедляется, это явление создает так называемый пограничный слой - область от уровня земли, до уровня в котором ветер уже не подвержен воздействию трения. Всё что выше пограничного слоя называется свободный поток или набегающий.
Вот что следует знать о пограничном слое, его толщина варьируются. И, как правило, воздушный змей лучше всего держать в свободных слоях, так как пограничные слои менее устойчивые.
Пограничный слой – это тот слой, который мы не можем изменить, но мы можем с ним научиться работать. Но есть такое понятие как Турбулентность, и это определенно плохая новость.
Турбулентность порождает всё, что попадается на пути ветра, будь то камень, дерево, здание или любое другое препятствие, даже ваш воздушный змей (кайт) порождает некоторую турбулентность. Турбулентность с подветренной стороны от препятствия называется его аэродинамической тенью. Все тени ветра постепенно исчезают, в зависимости от отдаления от препятствия, но это происходит не сразу.
К примеру тень от обычного дерева простирается на несколько сотен метров, в то время как большое здание может оставить тень длинной полтора километра.
Трудность полета в турбулентных условиях заключается в том, что вы будете испытывать внезапное и непредсказуемое изменение направление и силы ветра. В зависимости от тяжести турбулентности справиться с ней будет или легко или в крайнем случае не возможно.
СИЛА является другой важной характеристикой ветра
Определяя ветер и говоря о силе ветра, давайте сразу определим среднее значение силы ветра, и зачастую эта цифра равна 5м/с. В тот или иной момент времени сила ветра, другими словами его скорость будет меняться.
Наверное для лучшего понимания силы ветра вам следует посмотреть на таблицу «Beaufort» Бофорта. Ее разработал Адмирал сэр Фрэнсис Бофорт в 1806 году в качестве стандартного руководства для описывания силы ветра на парусных судах. Таблица была нами доработана и слегка подогнана под воздушные змеи, чтобы вам было понятнее.
Таблица Бофорта:
Есть две основные вещи, которые следует учитывать при выборе места для полета, это рельеф местности и безопасность территории запуска.
Местность – как мы уже знаем полет в турбулентность является нелегким занятием. И возникает турбулентность в связи с препятствиями, но не только теми которые находятся на земле, но и могут быть вызваны неровностями формы земли. Давайте рассмотрим как воздух протекает по холму:
На наветренной (лицевой) стороне холма поток воздуха сжимается и ускоряется. Эта часть холма хороша для пилотирования, а такая идеальная форма холма может даже помочь сгладить турбулентность, которая будет образовываться на обратной стороне холма. Как вы уже поняли, с обратной стороны холма ветер и его поток заметно будет отличаться от потока перед холмом. Ветер протекая над холмом образует турбулентность, которая может вирироваться от умеренной до тяжелой, в зависимости силы ветра формы холма.
Если небольшой наклон положительно влияет на полетные характеристики, то вы, наверное, решите что крутой склон будет хорошим местом, но так ли это в действительности? давайте разбираться…
Резкий разрыв у подножья утеса заставляет ветер попадать в некий тупик, образовывая зону турбулентности. А разрыв в верхней части на примере обратной стороны холма также образовывает зону турбулентности. То есть, как вы уже поняли, скалы не лучше место для запуска воздушного змея.
Идеальным местом для полетов будет огромная широкая площадка, в идеале без различных деревьев и преград. Самым лучшим советом для вас будет не запускать воздушный змей с подветренной стороны от деревьев, зданий или геологических формаций, и избегать зоны турбулентных теней.
Мы будем много говорить о безопасности, вы часто будете слышать об этом от ваших друзей, владельцев кайт магазинов и других специализированных организаций по воздушным змеям, и всё потому, что воздушный змей в небе хоть и управляем но не предсказуем, как и не предсказуем ветер. Вы можете травмировать окружающих, травмироваться сами, повредить оборудование. Даже в умеренный ветер скорость воздушного змея может быть около 100 км/ч, и я думаю вы понимаете что нет ничего приятного в том что с такой скоростью на вас обрушится что то с неба. Еще большую опасность представляют натянутые стропы, так что не стоит пренебрегать советами по технике безопасности.
Вот еще один из самых основных советов безопасности, к которому вы обязательно должны прислушаться - держитесь подальше от линий электро передач! Все кто говорят что кайты не проводят электричество, это ложь, а если кайт мокрый и вы запускаете его в грозу, то это еще большая опасность!
Самый главный совет - это следите за окружающими. Самый распространенный пример: прекрасный день, идеальный ветер, есть только ты и твой воздушный змей, но вскоре твой кайт привлекает людей, слышны ахи охи вздохи, зрителей становится всё больше)
Некоторых детей привлекает ваш воздушный змей и они бегают преследуя его, вам это льстит, вы стараетесь показать какой нибудь трюк, кайт выписывает мыслимые и немыслимые пируэты, вам кажется что всё просто идеально, но это не так, вы в беде! Потому что независимо насколько ты хорош, на сколько ты подготовлен, есть правила и их следует соблюдать! Ветер не предсказуемая штука, и если ваша ситуация схожа с этой, то советуем в первую очередь рассказать об опасности для детей их родителям, скажите им что самое лучшее и безопасное место это за спиной пилотируемого.
В общем чем лучше вы подойдете к выбору места запуска воздушного змея, тем меньше вероятность, что что то пойдет не так. Площадка для запуска должна быть хорошо просматриваемая и желательно чем больше тем лучше. Будьте осторожны, имейте здравый смысл и с вами и с вашим воздушным змеем всё будет хорошо!
Глава 2 - Первый полетБольшинство людей которые катаются на велосипедах научились ехать на нем не сразу, было множество падений, синяков и разочарований, но они не сдавались и снова и снова садились на седло совершая новые попытки. Не стоит об этом забывать и при обучении пилотированию воздушным змеем. Если у вас сразу не получилось пробуйте еще, не стоит сдаваться после первых двух-трех неудач. Если вы никогда не запускали воздушного змея, и по близости нет никого кто бы смог вас научить, не расстраивайтесь, мы постараемся вам помочь, вот несколько советов для этого:
1) Почти каждый воздушный змей, который вы можете купить продается с инструкцией, поэтому обязательно изучите ее всю. Если ее нет, можете обратиться в магазин где вы ее приобрели, вам помогут. Инструкция обычно содержит полезную информацию как о воздушном змее в целом, так и о запуске.
2) Надеюсь вы прочитали предыдущую главу, и имеете представление о выборе места запуска. Вы должны определить для себя одно или пару мест идеально подходящих для запуска.
3) Проверьте скорость (силу) ветра. Для вашего первого запуска идеальным ветром будет 8 м/с, больше тоже хорошо но уже не так просто.
4) Если есть возможность, возьмите с собой помощника, его наличие облегчит запуск в разы. Так же возьмите с собой обрезок дюбеля, или что то по типу отвертки, это будет вашим грунт-якорем, про него мы поговорим позже.
В качестве совета, можете положить небольшой рулончик изоленты в портфель, если какие то лонжероны постоянно выскакивают, то можете закрепить их таким способом.
После того как ваш каркас собран, внимательно осмотрите стропы. Для идеального запуска все стропы
должны быть отдельно друг от друга и не перекручены с самим каркасом воздушного змея. Залог хорошего запуска это внимательная подготовка.Если на концах строп еще нет петелек, то обязательно изучите как их делать, есть особая инструкция по прикреплению строп к воздушным змеям. Обычно силовые стропы крепят напрямую к оснастке вертлюга, который помогает уменьшая закручивание строп.
Так же частой ошибкой при первом запуске бывает неверно взятый не в ту руку дескриптор, это в том случае если планка состоит из двух отдельных ручек. Со стороны это выглядит забавно, вы хотите от кайта правый поворот, тянете за правую ручку а он летит влево))Так что обязательно убедитесь что взяли нужную ручку в нужную руку, обычно правая обозначается каким нибудь красным элементом, если на ваших ручках этого нет можете сами раскрасить их.
ВАЖНО: При покупке воздушного змея, измерьте его трубки и все остальные части, это нужно в том случае, если ваш воздушный змей сломается и одна из частей потеряется вы сможете ее найти, купить и заменить.
Разложите стропы прямо с наветренной стороны, длинна обычно варьируется от 30 до 45 метров. Стропы короче этой длинны уменьшают время ответа воздушного змея на ваше управление, и кайт двигается слишком быстро, что не очень хорошо для первых запусков и обучения.
Итак, вы взяли ручки управления воздушным змеем, красную в правую руку как вы уже знаете. Попросите вашего помощника взять кайт, пускай он его держит за основание или центр распорок. Должно образоваться натяжение строп между вами и вашим помощником. С точки зрения вашего помощника это должно выглядеть примерно так:
Предпусковой контроль:
1) Проверьте ту область где предположительно будет летать ваш воздушный змей, желательно на наличие там людей или других опасностей.
2) Оглянитесь назад, там должно быть много места для маневров и ваших передвижений.
3) Убедитесь что все стропы имеют одинаковое натяжение.
4) Убедитесь, что в небе нет других воздушных змеев, с которыми вы могли бы столкнуться в небе.
Ну вот вроде вы уже научились запускать воздушный змей (кайт) , он парит в небе, вы в восторге, но остается еще такой момент, что делать если у вас нет помощника, или он попросту не может в данный момент вам помочь, сидеть дома и ждать? Нет! Определенно нужно учиться запускать воздушный змей самостоятельно!
1) Разложите стропы прямо с наветренной стороны, положите ручки так чтобы правая (красная) была по правую руку. Помните про грунт-якорь? Вот теперь он нам понадобится, вам следует закрепить ваши ручки для управления в грунте в виде якоря. Воткните якорь в землю под углом в сторону от кайта, а ручки со стропами расположите как бы поверх якоря.
2) Возьмитесь за сам воздушный змей и идя как бы спиной назад натяните стропы, следите чтобы якорь не вырвало из грунта. Запуская воздушный змей по типу Дельта, расположить его нужно так, чтобы он был к земле основой и наклонен немного назад. А алмазный змей должен стоять на боковой стойке, с одной стороны нос уткнуть в землю, а другой направить вверх.
3) Теперь возвращаемся к якорю, берем ручки управления воздушным змеем и еще раз проверяем натяжку строп, но делать это нужно слегка, так как если вы сильно их потяните на себя, то кайт начнет преждевременно пытаться взлететь, или попросту завалится на землю.
4) Не забывайте о правилах предпускового контроля.
5) Дальнейшие движения для того чтобы совершить отрыв воздушного змея (кайта) от земли нужно делать таким образом: отходим пару тройку шагов назад:
Есть еще такая полезная техника запуска воздушного змея по типу Дельта:
Если вы запускаете кайт на пляже где много песка, и ваш якорь не может быть надежно закреплен, делайте следующее. Разложите воздушный змей плашмя на его "спину" то есть внешнюю часть, и насыпьте на нижние края песка, особенно на углы. Потом возвращаетесь к ручкам управления и осторожно тяните за них. Кайт должен начинать привставать и наполняться ветром, песок будет медленно но верно осыпаться освобождая кайт и поднимая его в небо.
Итак, вы научились запускать воздушный змей, можете теперь оттачивать свое мастерство. Но вот что хотелось бы еще сказать, и предостеречь. Если вы решили не на долго отойти от воздушного змея и понадеялись на якорь, то это может вам "выйти боком". Нельзя, запомните, НЕЛЬЗЯ оставлять готовый к запуску воздушный змей без присмотра!
Отдельно хочется рассказать про самостоятельный запуск воздушных змеев по типу Парафоил.
Парафоил (англ. parafoil) - мягкое тканевое оболочковое крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъёмная сила создаётся благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Этим термином часто называют бескаркасный тип кайта. Парафойл состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции.
Особенностью такого воздушного змея (кайта) является то, что он будет летать только если воздухозаборники наполняются ветром. Случаются случаи, когда в них попадает песок или другой мусор и кайт перестает летать как прежде, приходится его сажать и прочищать секции.
Для запуска воздушного змея с помощью помощника не требуется особого труда, ваш помощник должен встать сзади воздушного змея, взяться с двух сторон за купол и воздухозаборники расположить по ветру так чтобы они при первом подбрасывании наполнились воздухом, а вы в свою очередь должны будете просто натянуть стропы и кайт взмоет в небо.
Техника самостоятельного запуска без помощи не чуть не сложнее. Для этого вам необходимо расположить воздушный змей внешней стороной к земле, воздухозаборниками от ветра, присыпать его немного песком, но только ту часть которая закрыта от попадания песка и другого мусора. Потом отойти к ручкам управления (планке), сделать пару шагов назад, натянуть стропы. При этом натяжении строп передний край кайта, который в данный момент не присыпан песком и обладает открытыми секциями для забора воздуха начинает приподниматься и наполняться воздухом. Еще пару движений, шаг два назад и воздушный змей расправив все секции и наполнив их воздухом отправляется прямиком в небо.
Запуск в более сильный ветер одному в принципе возможен, но есть вероятность, что пока вы будете идти к ручкам управления кайт наполнится воздухом и самопроизвольно начнет взлетать, а уж если вы не позаботились о грунт-якоре то ваш воздушный змей может натворить много бед.
Вы уже можете поднять воздушный змей (кайт) в небо, но у вас возникают трудности с управлением, мы вам постараемся помочь в этом:
Вот собственно и вся история с управлением) Какой бы маневр вы не хотели совершить и какой бы он не был сложности, есть базовые понятия по пилотированию, и заключаются они в поворотах направо и налево. Но тем не менее давайте остановимся по подробней на каждом из движений.
При движении прямо кайт не должен обязательно перемещаться вертикально вверх, понятие воздушный змей летит прямо означает что он двигается по прямой линии в небе. Ниже на рисунке представлены варианты движения прямо:
Существует большое различие воздушных змеев по типам, моделям и конструкциям, и соответственно какие то лучше летают прямо, какие то лучше в различных трюках, более юркие или же менее управляемые - всё зависит от типа змея, но так же и от конструкции, потому что к примеру одна дельта может выполнять некоторые маневры лучше чем другая. Лучшее что вы можете сделать в этом случае, это поэкспериментировать с различными типами и марками змеев.
Когда вы тянете правую ручку на себя воздушный змей соответственно реагирует тем что начинает поворачивать направо, но не обязательно что он полетит именно в правую часть неба, это зависит всё же от правильности ваших движений и от того что вам нужно от кайта. Достаточно просто задать направление змею и он легко к примеру переместиться с левого в правый край ветрового окна.
В каждой из этих картинок ниже воздушный змей (кайт) поворачивает направо (левые повороты работают по такому же принципу):
Сколько бы вы не сделали кайтлупов, ваш воздушный змей всегда останется в небе и будет управляем. Для того чтобы размотать стропы, которые перекрутились во время кайтлупов достаточно направить кайт в другую сторону.
Сосредоточьтесь на полете, следите за кайтом и одновременно продумывайте его траекторию, старайтесь управляя воздушным змеем перемещать его по небу так как вам этого хочется. Какие то специальные дополнительные или порой излишние движения только привлекут внимание других лиц но не добавят вашему полету ничего положительного.
Не забывайте улыбаться))) Запуск воздушного змея должен быть веселым занятием;)
При запуске воздушный змей устремляется вверх:
Ваши ручки управления размещены на одинаковом уровне, кайт может отклоняться влево или вправо. Если кайт поворачивает в одну сторону, то добавьте немного натяжения на противоположную стропу, чтобы выровнять направление кайта.
Если кайт поворачивает влево, тянуть немного вправо.
Если он поворачивает направо, потяните немного влево.
При достижении определенной высоты потяните за правую ручку и направьте воздушный змей направо, при этом не перестарайтесь. Движение должно быть плавным, не допускайте того, чтобы змей совершил кайтлуп (петлю).
После этого, когда кайт пролетел примерно 1/4 петли, тяните за левую ручку управления, таким образом чтобы кайт сделал левый поворот гораздо выше траектории первого правого поворота. Затем ведите воздушный змей прямо, не переусердствуйте с левым поворотом во избежание петли.
Затем снова НАПРАВО, и ПРЯМО
Поздравляем!! Вы только что сделали горизонтальную восьмерку. Теперь сделайте это снова!
Самый лучший способ освоить пилотирование воздушным змеем (кайтом) это снова и снова пробовать что то новое и оттачивать маневры которые уже выучили. Со временем вы поймете, что в пилотировании главное утонченность и точность, что деликатность куда лучше чем грубая сила.
Примечание: Никогда не бросайте ручки управления когда воздушный змей находится в небе, это может привести к печальным последствиям. Некоторые модели змеев могут после этого планировать на дальние расстояния, а "болтающиеся" за ним ручки управления имею прямую опасность всем кто находится на земле, без контроля человека они могут быть опасны!
Случайная (аварийная)
посадка, по своей сути не является способом посадки воздушного змея, так как в большинстве случаев кайт падает на землю из за неумения его правильно приземлить, ну или просто банально не желания сделать это аккуратно. Единственный минус данного способа кроме эстетики пилотирования, это то что вы можете легко повредить воздушный змей. Сломав к примеру один из лонжеронов не так трудно его отремонтировать, но кому хочется этим заниматься вместо того чтобы запускать воздушный змей. Обычная реакция человека, который по той или иной причине не удержал кайт в небе и наблюдает его неконтролируемое падение, это вцепиться покрепче в ручки и натянуть их на себя, делая при этом шаг ли два назад.
Нормальная
(рекомендуемая) посадка, это запланированная посадка воздушного змея в точку куда вы бы хотели его приземлить. При этом используется тот факт, что воздушный змей теряет скорость и тягу опускаясь в край ветрового окна, будь это правый или левый край, без разницы.
Выполняя приземление вам нужно вести кайт под небольшим углом к краю ветрового окна, почувствовав что тяга стала меньше, и когда до земли остались считанные метры, вам нужно сделать лёгкий левый поворот, это позволит вывести ваш воздушный змей параллельно земле. После чего возможно полное ослабление строп, или еще одно движение рукой, но только уже вправо и воздушный змей очень нежно сам по себе приземлится на землю. Поздравляем, посадка прошла успешно..
С практикой вы поймете, что можно сесть где угодно и куда угодно, куда вы запланировали.
Случаи, когда воздушный змей ломается к сожалению неизбежны. Будь то это обычный прокол купола, или сломанные части конструкции, без специальных ремонтных запчастей ремонт не выполнить. Самый лучший и пожалуй часто используемый материал для ремонта купола это - (ripstop) рипстоп из нейлона, тот же самый материал из которого выполнен ваш воздушный змей. Приобрести его можно в специализированных магазинах по продаже воздушных змеев. Обычного плана прокол ремонтируется прямо на месте в считанные минуты, и вы снова можете запускать кайт в небо. Ремонт лонжеронов без специальных запчастей практически не возможен, а при использовании их на месте починить кайт не всегда быстро, но выполнимо.
Если вам кажется что сами вы не можете отремонтировать воздушный змей, или просто боитесь сделать что то не так, то всегда можете обратиться в специализированные магазины, которые по совместительству чаще всего являются кайт - клубами, там вам обязательно помогут!
Когда вы управляете воздушным змеем, ваш кайт как правило с подветренной стороны. Как вы знаете в небе он перемещается по большому пространству, и в зависимости от направления ветра и района (части) неба в которой он находится меняется и его поведение.
Центральная линия
-это воображаемая вертикальная линия прямо по ветру.
Центр ветра
- это зона, в которой воздушный змей (кайт) имеет хорошую скорость и маневренность. Первые маневры как правило делают в центральной части ветра. Размер этой области не фиксирован, а изменяется в зависимости от силы и скорости ветра, погодных условий и конструкции змея.
Край ветрового окна - это воображаемая линия от центральной линии к земле, распространяющаяся направо или налево от нее. Воздушный змей находящийся в крае ветрового окна имеет минимальную тягу, соответственно он менее маневренный.
Между центром и краем кайт будет летать нормально, но медленнее чем в центре. Стоит помнить, что зона ветра увеличивается пропорционально силе ветра, в сильный ветер зона будет распространяться на 120 градусов, а в слабый угол уменьшается до 45.
Как вы наверно поняли, существуют два способа пилотирования: это игровая форма и практикующая.
Когда вы пилотируете воздушным змеем в игровой форме, ваше пилотирование ограничено какими то простыми трюками и вы не стремитесь чему то новому, ваша основная задача расслабиться, получать удовольствие и дарить улыбку окружающим. Данная манера пилотирования позволяет отвлечься от мыслей которые вас беспокоят, предполагает расслабленность и внутреннее спокойствие.
Практикующая форма существенно отличается от игровой, так как имеет целенаправленность и высокую степень концентрации. Человек который хочет прогрессировать в навыках пилотирования нацелен на конкретные задачи, изучение конкретных маневров и поведения кайта. Естественно нет причин отделять одно от другого как совершенно далекие от друг друга вещи, одно другому не мешает так сказать. Вы легко можете какое то время играть а какое то время практиковать новые навыки.
Горизонтальный полет
Горизонтальный полет выполняется вдоль линии горизонта, слева направо или справа налево, по прямой линии. Сделать это не так то просто ка на первый взгляд.
Вероятнее всего вам не удастся выполнить эти маневры "чисто", так как для их чистого выполнения необходима не только тренировка но и умение сосредоточиться и держать постоянный контроль. Вам необходимо научиться концентрировать свое внимание на руках и передавать кайту команды в точности такие, какие вам хочется видеть в его движении. Вы будете чувствовать увеличение или уменьшение напряженности строп в зависимости от того в какой части неба ваш воздушный змей. Лучшим упражнением для контроля змея не придумаешь, попробуйте пройти змейку, как представлено на рисунке выше сверху вниз, дойдя до самой нижней границы, которая может быть в метре от земли.
Прямой полёт
Далее в качестве следующего упражнения попробуйте мысленно "нарисовать" в небе прямые линии в любых направлениях, не обязательно вдоль линии горизонта. Используйте всё те же навыки концентрации и полного овладения воздушным змеем и у вас всё будет получаться, потому что кроме полного контроля от вас ничего не требуется. Как вы поняли, выполнить тот или иной трюк или маневр, запланированный ранее куда сложнее выписывать какие то обыкновенные маневры в произвольном порядке.
Управление "дроссельной заслонкой"
Это понятие включает в себя увеличение мощности или уменьшение за счет одновременного натяжения или ослабления обоих строп. Контроль такого плана является высоким уровнем подготовки. Помните, усиление мощности рулем и газом это две разные вещи: рулевое означает изменение мощности относительно напряжения одной из строп по отношению к другой, а "дроссельное" подразумевает напряжение на обе стропы одновременно. Однако чаще всего вы будете использовать эти оба стиля одновременно.
Вертикальная восьмерка
Выполняется практически так же как и горизонтальная восьмерка, за исключением одного, в верхних слоях воздуха воздушный змей двигается медленней. Для выполнения этого трюка на высшем уровне вам нужно будет проводить через центр восьмерки линии более плавные.
Китайцы издавна верят, что парящий в небе воздушный змей уносит все болезни, невзгоды и тревоги. К тому же запуск змея - это всегда зрелищное и довольно простое занятие. Главное - правильно подобрать место и учесть некоторые нюансы.
Какой же ребенок не мечтает управлять ярким воздушным змеем? Что может быть сильнее того восторга, с которым дети наблюдают за парящей в небе игрушкой? «Папуля, а давай змея смастерим!» - говорит любимое чадо. А отец в ответ озабоченно чешет макушку, поскольку сборка воздушного змея и его запуск кажутся чем-то особенно сложным. Но все совсем не так.
Перед тем как запускать воздушного змея, нужно ознакомиться с основными понятиями:
Леер - это нить, с помощью которой осуществляется управление летающей игрушкой;
Уздечка - это прочные нитки, сплетенные вместе, благодаря которым воздушный змей крепится к лееру;
Несущая площадь - размер проекции змея на горизонтальную поверхность;
Несущая способность - это подъемная сила одной единицы несущей площади;
Центр давления - центр несущей площади.
Как делать воздушного змея, чтобы он парил? Для этого его поверхность должна быть не плоской, а выгибаться вверх под напором воздушного потока. Именно поэтому при изготовлении змея не рекомендуется слишком туго натягивать материал (бумагу, клеенку, ткань). Порой достаточно закрепить одни лишь уголки. Центр тяжести должен быть смещен к хвосту, в противном случае долгого парения не добиться.
Передняя кромка воздушного змея должна быть тщательно проклеена или укреплена, чтобы избежать завихрений. Тем, кто еще не знает, как запускать воздушного змея, лучше отдать предпочтение летающим макетам, которые имеют длинный хвост - он придает правильную балансировку всей конструкции.
Еще один важный элемент - это уздечка, которая должна состоять из двух нитей. Но таким змеем довольно сложно управлять, поэтому новичкам лучше использовать тройную уздечку.
1. Чтобы собрать самый простой тип воздушного змея, необходимо взять две тонкие сосновые, бамбуковые или пластиковые рейки длиной 30 и 50 см. От конца более длинной планки отмеряем 15 см и крепим под прямым углом маленькую реечку при помощи прочных ниток. Таким образом получается крестовина для летающей игрушки.
2. На концах планок нужно сделать круглые насечки, в которые протягивается тонкая прочная нить. Должен получиться четырехугольный каркас.
3. Затем нужно взять тонкую бумагу или клеенку и обтянуть имеющуюся заготовку. Для этого полученный каркас кладут на лист приготовленного материала и обводят карандашом или маркером, добавляя небольшое расстояние на припуски для крепления.
4. Выкройка вырезается, после чего каркас хорошенько смазывается клеем и прикрепляется к материалу. Можно разукрасить воздушного змея фломастерами, нарисовав на нем мультяшных героев (что порадует ваших детей), либо изобразить на нем стройные ножки любимой женщины (что порадует вас).
5. Теперь можно приступать к креплению уздечки. Для этого берется катушка с леской, которая присоединяется к левому углу заготовки. Затем ее нужно протянуть к носу змея, а оттуда - к правому углу, чтобы определить длину уздечки. Отрезаем нить и прикрепляем кончик к правому углу змея (получается длинная нить от одного края к другому). Теперь снова берем катушку, закрепляем леску в носовой части конструкции, отмеряем расстояние до левого угла змея, добавляем еще десять сантиметров, отрезаем и привязываем к середине первой нити.
6. Хвост змея можно сделать из тонкого шнура или прочной капроновой нити, отмерив 3,5-4 метра. Хвост можно украсить бумажными бантиками.
7. Запуск воздушного змея невозможен без поводка-леера. Для этого к уздечке приматывается длинная прочная нить, на конце которой можно привязать небольшую палочку для удобства управления.
Такие воздушные змеи наиболее простые и известные. Каркас изготавливается из сосны или любой другой легкой древесины. Обшивка делается из пленки или бумаги. Бумага не обеспечивает устойчивость конструкции, поэтому она должна быть прочной (микалентная, папиросная или рисовая). Если используется пленка, то она должна плохо тянуться, но при этом хорошо приклеиваться к каркасу (лучше всего купить акрил).
Свое название такой летающий макет получил благодаря своей схожести с капюшоном монашеской рясы. Такой змей отлично отцентрирован, поэтому для его запуска вполне достаточно двухповодковой уздечки. Хвост используется как балансир, он должен быть легким и тонким. Материал для такого змея лучше выбирать плотный, поскольку под порывами ветра он слишком легко сминается и падает.
Это одна из разновидностей плоского змея. Каркас строится из пары реек, что обеспечивает легкость. При этом передняя рейка придает жесткость всей конструкции, но появляется большая чувствительность к ветру. Новичкам не всегда под силу с первого раза освоить запуск этого типа воздушного змея.
Такой вид самодельного змея выглядит довольно солидно, но выполняется достаточно просто. Ему не нужен хвост. Более того, такие змеи могут поднимать небольшие грузы, благодаря чему в них можно поместить маленькую цифровую камеру, предварительно включив ее на видеозапись или серийную съемку. Таким образом можно получить совершенно уникальные кадры с высоты птичьего полета. Но коробчатая конструкция хорошо держится в воздухе лишь при сильном ветре.
Чтобы процессу полета ничего не мешало, следует выбирать открытые площадки без каких-либо преград. Деревья, киоски, строения, расположенные поблизости, мешают прямому прохождению воздушных потоков и создают ненужные завихрения. Отлично подойдет морское побережье с его бризом (если, конечно, не приходится при этом перепрыгивать через тела отдыхающих). Лучше держаться подальше от автомобильных дорог, аэродромов и линий электропередач.
Сперва необходимо определить направление ветра, просто обслюнявив палец. Теперь воздушный змей торжественно вручается другу (подруге, ребенку, жене). Нужно встать напротив своего помощника, который должен держать змея над головой, перпендикулярно земле. Ветер должен дуть вам в спину, катушка с леером должна быть у вас в руках.
Итак, как запускать воздушного змея? Для начала нужно не спеша отойти от друга на расстояние около 20 метров, при этом разматывая поводок. Дав команду: «Отпускай!», резко потянуть леер на себя. При хорошей силе ветра змей сам воспарит в воздухе, и останется лишь восторженно наблюдать за его полетом. В противном случае придется еще слегка побегать по полю, пока конструкция не поймает воздушный поток.
Как правильно запускать воздушного змея при разной силе ветра? Если он летит только тогда, когда управляющий им человек бежит, значит, ветер слишком слабый. При довольно сильных воздушных потоках летающая конструкция с легкостью парит в воздухе, и не нужно прилагать каких-либо дополнительных усилий. Оптимальная скорость ветра для запуска бумажного макета должна составлять 3-6 м/с.
Если натяжение нити-поводка слишком сильное, то ее следует немного размотать. Если ветер стихает, то змея подтягивают к себе. Чтобы вернуть конструкцию на землю, необходимо постепенно смотать леер и с чувством выполненного долга отправиться домой.
Трепещущий, живой, он стремится вверх, к свободе и солнцу, пытаясь выпорхнуть из рук и оборвать привязь. Как собрать воздушного змея? Ведь речь именно о нем!
Наверняка вы в детстве читали С. Маршака. В одном из его произведений речь идет о жизни школьника, важной частью которой на том этапе являлись как раз-таки воздушные змеи. Среди мальчишек считалось престижным не только сделать самого огромного, который дольше всех продержится в воздухе, но и самого прочного: ведь проводились настоящие битвы! Чей не свалится на землю?! Помимо азарта имелась в виду и практическая ценность сооружения: бечевка и другие подручные материалы стоили очень дорого. А о свойствах аэродинамики ребята, естественно, не имели ни малейшего понятия: все делалось опытным путем.
Теперь понятий больше, но змеи стали редкостью. Хотя еще в прошлом веке ученые использовали их уже по делу: с их помощью можно было проводить метеорологические исследования , поднимая приборы на высоту до 1000 м. А ведь это — великолепный способ занять ребенка общим делом и сблизиться с ним еще больше! Попробуем возродить традиции?
Сначала нужно учесть: чем легче сооружение и больше его плоскость, тем выше вероятность, что змей взлетит . Потому материалы для изготовления должны быть легкими: деревянные рейки-дранки мы возьмем для каркаса, а обтянуть его можно тонкой бумагой или фольгой. Для изделия покрупнее понадобятся парусина, полиэтиленовая пленка (обладатели оЧумелых ручек приспосабливают даже обычный мешок для мусора) или тонкий картон. Все это скрепляется с помощью ниток/бечевки/тонкой проволоки. Хотите использовать нитки? Непременно промажьте их после окончания работы клеем!
Согласитесь, ответ на вопрос «как собрать воздушного змея» не такой уж и сложный!
Понимание того, как запускать воздушного змея, почти так же важно, как и знание о том, как его сделать. Ведь даже маленьких птичек учат летать их родители, а крылья у них есть от рождения!
Небольшой змей вполне способен полететь и в коридоре, по принципу бумажного самолетика. Важно только бежать с ним равномерно, с одинаковой скоростью. Подбросили вверх и… вперед! Для крупного летуна понадобятся простор и легкий ветерок
. Выберите заранее место: это может быть берег моря, широкое поле или обычный стадион. Исключите возможные препятствия и проследите, чтобы вокруг не было много людей.
С вами явилась группа поддержки? Пусть отойдут в сторонку и следят в оба: получить конструкцией по лицу — сомнительное удовольствие, а память о мероприятии лучше сохранить не в виде шрамов, а в виде фотографий.
Помните, как серфингисты ловят волну? Так и вам понадобится поймать тот момент, когда летун начнет подниматься, влекомый потоками воздушных масс. Аккуратно расправьте конструкцию, распутайте хвост. Подбросьте и начинайте быстро бежать против ветра, — этим вы придаете начальную скорость. Правильно склеенный змей быстро поднимется вверх, постепенно разматывая бечевку. Так и случилось? Бежать больше не нужно. Наслаждайтесь результатом!
Нюанс : маленькому ребенку поначалу сложно будет осуществить запуск самостоятельно. Выберите модель поменьше. Следите, чтобы он не запутался в бечевке и не порезал ею руки. Распускающийся хвост вполне может хлестнуть по лицу, — перед запуском разложите его сзади на земле. А в идеале потренируйтесь вначале в коридоре.
Знаете ли вы?
Умелые японцы знают, как собрать воздушного змея самых разных конфигураций. Приняв за основу конструкцию воздушного шара, они делают диковинных животных, промазывают бечевку клеем, обсыпают ее толченым стеклом и ежегодно устраивают настоящие битвы-шоу. Малышам времен Маршака такое и не снилось! А вашим детям?
3 23 447
Стремление взлететь и достичь неизведанных высот заложено в каждом из нас. И пусть в отличие от птиц мы не можем самостоятельно парить в небесах, зато мы в состоянии подарить радость наблюдения за свободным полетом себе и детям. Думаете, мы говорим о билете на самолет? А вот и нет. Мы всего лишь хотим рассказать вам несколько способов, как сделать воздушный змей. Этот простейший летательный аппарат, изготовленный из подручных средств своими руками, подарит вам массу положительных впечатлений и эмоций.
А вы знали, что первые воздушные змеи бороздили небеса Древнего Китая еще во втором веке до н. э.? Сегодня искусство строить и запускать их снова в моде. А ежегодно, в каждое второе воскресенье октября, отмечается Всемирный день воздушного змея.
Кстати, героя нашей сегодняшней статьи иногда на иностранный манер называют «кайт». Так что, встретив этот термин, не удивляйтесь.
А теперь пришла пора заняться змеестроением.
Для работы потребуются простейшие подручные материалы:
Вместо деревянных прутиков сгодятся тонкие оконные штапики, а кальку можно заменить обычной бумагой (но помните, что чем легче змей, тем лучше полетит).
Положите полученную заготовку на кальку и вырежьте четырехугольник (ну не поворачивается язык назвать его ромбом с точки зрения математики), для которого скрещенные палочки будут диагоналями. Приклейте прутики скотчем к бумажной основе, особое внимание уделите углам.
Вырежьте из кальки ленту длиной около 2 м и шириной 2 см. Приклейте ее по периметру четырехугольника скотчем.
Место пересечения прутьев с обеих сторон кальки проклейте скотчем. Накаленным на огне гвоздем осторожно прожгите сквозное отверстие для фиксации нити к змею.
Проденьте нить в отверстие, сделайте петлю и обвяжите ее вокруг крестовины. Помните, что петля должна быть с внутренней стороны змея. Привяжите к петле нитку, шнур или леску, намотанные на катушку (как сделать катушку - смотрите в конце статьи).
Наступил самый ответственный этап ‒ декорирование. Поручите это задание ребенку: он самостоятельно украсит поделку по своему усмотрению. Если же вы собираете пробный экземпляр для изучения его летных характеристик, оформительский этап можно пропустить.
Простейший воздушный змей готов. Можно идти на улицу ловить ветер и поднимать себе настроение.
Немного времени, аккуратности, четкое следование поэтапной фото-инструкции ‒ и ваш змей будет готов взлететь в свой первый полет. Вы убедитесь, что покорять небесные просторы ‒ увлекательнейшее занятие. Тем более этот вариант змея более усовершенствованный по сравнению с первым. Он оснащен уздечкой, благодаря чему им легче управлять .
Для работы понадобится:
Положите заготовку на бумагу, обведите ее маркером, оставляя по периметру пару сантиметров на припуски. Сделайте на припусках насечки, чтоб края не морщились при загибании.
Для упрочнения каркаса привяжите с обратной стороны конструкции дополнительные отрезки проволоки.
Осталось закрепить заветную нить управления. Чтоб змей мог взлететь, сделать это необходимо правильно. Независимо от его габаритов и формы, закрепите веревку в 3 местах на каркасе с обратной стороны изделия. Далее свяжите ее концы, отступив от центра конструкции на 30 см, и привяжите нитку.
Смастерите его вместе с детьми, и вы получите тройную пользу:
* по материалам handmadecharlotte.com
Смажьте палочку длиной 48 см ПВА и приклейте к линии центра заготовки.
* по материалам eventor.ru
Нарежьте несколько полосок шириной 2,5 см.
Наметьте внутренний круг, используйте циркуль или подходящий по размеру шаблон.
Нарезанные полоски сверните по контуру вырезов, приклейте термоклеем.
Аналогично приклейте внутреннее кольцо.
Сверху на него приклейте второй круг.
Конец длинной нити приклейте к внутренней поверхности катушки и намотайте нить.
Чтоб она не запуталась, привяжите к ее концу спичку, зафиксируйте клеем. Заправьте нитку в прорезь на внешнем кольце.
С таким удобным приспособлением ваш летающий змей покорит не только небо, но и сердца ваших детей.
Всем доброго времени суток!
Совсем недавно читала отзыв автора с irecommend про воздушного змея с Алиэкспресс и очень мне захотелось запустить такого с ребенком, так как в моем детстве не было этой забавы. И буквально через пару дней увидели в розничной продаже воздушного змея в магазине Fix Price в СПб, не раздумывая приобрели.
Сразу скажу, что для запуска змея необходим ветер на улице . В штиль даже нет смысла выходить с ним гулять.
При сильном, порывистом ветре запускать змеев не рекомендуется.
Наименование товара:
Воздушный змей Sport&Fun из магазина Fix Price
размер 135 * 65 см ; длина веревки 30 метров
Цена - 99 рублей
Страна-производитель: Китай
Варианты дизайна: в магазине Fix Price в СПб видела льва, птицу, самолет и дельфина. Дочке больше понравился лев.
Состав: дакрон (190Т), стекловолокно, полипропилен.
В характеристиках к змею нет никакого подробного описания, как его запуска и собирать, зато написано, что срок годности не ограничен . Над этим моментом я посмеялась, так как даже после одного запуска на змее появилась дырка (качество китайское и этим всё сказано).
В шуршащем прозрачном пакете змей очень напоминает зонтик.
А внутри находится непосредственно полотно змея с хвостом и каркасом ;
Катушка для намотки нити и сама нить (леер) , в данном случае леска .
Катушка из дешевого пластика, но на ней сделаны специальные надрезы, чтобы можно было зафиксировать леску и она не разматывалась. Это удобно!
Леска привязывается к специальному отверстию на полотне змея.
А с другой стороны полотна в специальные пластиковые пазы...
Вставляется гибкая пластиковая черная палочка , она тоже идет в комплекте.
Змей собран. Можно запускать. Для этого не требуется специальных умений, всё достаточно просто.
Выходим на открытую местность (в какое-нибудь поле).
Удобно, когда запускают воздушного змея 2 человека , один изначально придерживает его над головой, а потом по сигналу отпускает, второй человек разматывает леску и удерживаемые змея в небе, ловит и чувствует направления ветра.
Бегать со змеем не надо, но дочке это занятие очень понравилось, поэтому он у нее недолго летал.
Так как леска в наборе 30 метров, то змей сможет при хорошем ветре подняться достаточно высоко.
Лев-супермен в желтых колготках вызвал бурю положительных эмоций у ребенка, проходящих мимо взрослых и мне с мужем тоже было очень интересно понаблюдать, как он летит над нашей головой.
Китайцы верят, что парящий в небе воздушный змей уносит с собой все болезни и невзгоды.