Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Униформа российской империи. Служебная форма

Униформа российской империи. Служебная форма

Регулярные войска в России появились еще в эпоху Ивана Грозного - это были стрелецкие полки. Позднее появились солдатские полки «иноземного строя». Именно их можно считать прообразом русской регулярной армии, созданной Петром I в 1683 году. С этого времени военная одежда была унифицирована и ее эволюция зависела от гражданской моды. Не меньшее влияние оказывало и заимствование элементов формы европейских армий. На формировании внешнего вида русской армии в конце XVII - начале XVIII века сказывались традиции народного костюма. «Потешные полки» - Измайловский, Преображенский, Семеновский, созданные Петром I в 1683 году, явились ядром регулярной русской армии европейского типа. Первоначально, с осени 1698 года, в качестве единого мундира петровских полков было введено венгерское платье, так как оно было похоже на традиционное русское. Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга. Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий. Наряду с установлением новой формы впервые был определен и порядок ее ношения. Каждый воин знал, что ему положено было надевать при параде, походе и в мирное время. Каждый был осведомлен и об ответственности за ее сохранность. «Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный... должен стрелян быть». Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.

В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.

Порядок прохождения службы дворянами при Екатерине II оставался таким же, каким он сложился при ее предшественниках. Поступавшие в полки дворянские недоросли уже через год становились сержантами, а спустя два-три года - офицерами. Особенно сильно злоупотребляли этим в гвардии. В хмельные дни дворцового переворота 28-30 июня 1762 года гвардейцы заслужили привилегии на безмятежную жизнь, право не принимать участие в войнах. В гвардию стремилось множество молодых дворян, снабженных рекомендациями, которые сразу получали чин сержанта. В конце царствования Екатерины II доходило до того, что в полки зачисляли даже младенцев, которые к совершеннолетию получали офицерский чин и уходили в отставку согласно «Указу о вольности дворянства». Так, например, в лейб-гвардии Преображенском полку на три с половиной тысячи рядовых числилось шесть тысяч унтер-офицеров. Недорослям, по свидетельствам очевидцев, «не было числа». Среди них было немало недавних лакеев, поваров, парикмахеров, которых возводили в офицерский чин генералы и полковые командиры. Кумовство, наряду с нарушением чинопроизводства, приводило к тому что большинство офицеров чувствовали себя не защитниками России, а прислужниками высшего дворянства. Все это способствовало разрозненности офицерского состава. По свидетельству графа А.Ф.Ланжерона, «все генералы, полковники... обращаются с обер-офицерами с недостаточным уважением, но даже с презрением».

В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.

В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.

Старинная военная форма Русской Императорской Армии

Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей. В 1897 году была проведена унификация приборных цветов - лацканов, воротников, обшлагов - в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками. Развитие военной техники и оружия к концу XIX века коренным образом изменило тактику ведения боевых действий. Сомкнутый строй сменился рассыпным. Широко распространилась позиционная война. Эти новые боевые условия вызвали изменения и в форме. С полевого походного обмундирования стали исчезать яркие расцветки. Появилась новая форма одежды - зеленая, защитного цвета, целью которой было сделать войска менее заметными на фоне местности. Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.

Военный антиквариат Царской России

Русская армия не спешила перенимать этот опыт, она вступила в русско- японскую войну еще в форме ярких расцветок. Но уже в апреле 1904 года технический комитет при Главном интендантском управлении представил на утверждение образец защитного обмундирования для войск действующей армии на Дальнем Востоке. Она была коричнево-серой - по цвечу растительности и почвы в Маньчжурии. Новое обмундирование поставлялось лишь вновь прибывшим батальонам. В остальных частях в боевой обстановке белые гимнастерки пришлось перекрашивать. Доходило до смешного - главнокомандующий А.Н.Куропаткин издал специальный приказ: «Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности».

Старинное снаряжение вызывает восторженный интерес у многих коллекционеров и историков. Ведь каждая антикварная вещь обладает своей историей: через бинокли и подзорные трубы чьи-то глаза наблюдали за ужасающими событиями Первой мировой войны, в сохранившихся удивительным образом котелках варились солдатские похлебки. Элементы конской амуниции и солдатского обмундирования свидетельствуют о традициях общества, рассказывают о чьих-то судьбах и их роли во всемирной истории.

Купить коллекционные вещи в Москве

Приобретение антиквариата - это не только расширение своих познаний и удовлетворение своих интересов, но и хорошее вложение средств. Сегодня купить подлинное военное антикварное снаряжение в хорошем состоянии достаточно сложно. Наш магазин военного снаряжения гордится широким ассортиментом коллекционных вещей. Процесс приобретения приглянувшегося экземпляра прост и понятен. Для этого достаточно лишь связаться с нами по указанным в шапке сайта телефонам либо оформить заказ онлайн. Оказываем бесплатные консультации по представленным товарным позициям.

Униформа русской армии - предметы форменной одежды военнослужащих армии Русского царства и Российской империи .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ОБЗОР! Форма русского пехотинца Первой Мировой

    Униформа пехотинца Русской импера́торской а́рмии

    Офисная форма сухопутных войск РФ | ОБЗОР ВОЕННОЙ ФОРМЫ

    Униформа WW2, антигитлеровские союзники

    Знаки различия русской императорской армии

    Субтитры

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было; у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов ; только изредка какой-нибудь князь одевал свою дружину однообразно и иногда не по-русски: так, Даниил Галицкий , помогая венгерскому королю, имел свои полки одетыми по-татарски . В XVI в. появляются стрельцы , которые, составляя уже нечто вроде постоянного войска, имеют и однообразную одежду, сначала красную с белыми берендейками (перевязи), а потом, при Михаиле Феодоровиче, разноцветную; Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтана , зипуна , шапки с околышем, штанов и сапог , цвет которых (кроме штанов) регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма - «носильное платье», имеющую тот же самый покрой, что и парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.

Кавалерия

Кавалерию в этот период составляли драгунские, кирасирские, гусарские, уланские полки, а также казачьи части, считавшие иррегулярными.

Нововведения в кавалерии поначалу не отличались от пехотных - с кавалерийской спецификой. Были введены новые мундиры фрачного типа с высокими стоячими воротниками, новые высокие шляпы, существенно укорочены у нижних чинов косы (у офицеров косы оставлены по желанию, за офицерами же оставлено право ношения усов). У кирасиров были отменены кирасы. Перед началом кампании 1805 г. у драгун и кирасиров появились кожаные каски с медными налобниками с изображениями Андреевских звёзд (Гвардия) или двуглавых орлов (армия). Орденский кирасирский полк имел на каске изображение звезды Ордена Св. Георгия. Плюмаж каски по расцветке напоминал плюмаж пехотных киверов - белый перёд с красной вертикальной полосой у унтер-офицеров, чёрный перёд с белым тылом и красной поперечной полосой - у офицеров, целиком белый - у генералов, красный - у трубачей и т. д. Драгунский мундир был сперва светлее пехотного (как у егерей), но позже цвет был унифицирован с общим пехотным. Кирасиры сохранили белые мундиры и супервесты. В качестве полковых различий выступали воротники (в Гвардии - с золотым/серебряным шитьем и петлицами), отвороты фалд и погоны (у офицеров - с золотым/серебряным галуном), а также чепраки и чушки. В армейских частях на чепраках изображался вензель Императора, в Гвардии (кроме гусар) - Андреевская звезда.

Особняком стояли Кавалергарды и Конная-Гвардия, офицеры которых имели дополнительно вицмундиры и специальную т. н. бальную форму. Вицмундиры были чёрного цвета (с такими же в сапоги) с чёрными с красным кантом (кавалергарды) и красными с красным кантом (конногвардейцы) воротниками, отворотами фалд и обшлагами без петлиц и шитья. Приборный металл - у кавалергардов серебро, у конногвардейцев золото. Вицмундир разрешалось носить вне строя, с фетровой офицерской шляпой или даже фуражной шапкой. Бальная форма состояла из мундира красного цвета с белыми лосинами и специальными белыми штиблетами. На фалдах кавалергардов располагалось специальное шитье. Чепраки и чушки в Кавалергардском полку были красные, с чёрной каймой и двойной (у офицеров серебряной, у нижних чинов - жёлтой) сутажной обшивкой последней; у Конной Гвардии чепраки и чушки были тёмно-синие, с красной каймой и жёлтой двойной (у офицеров - золотой) обкладкой.

Вицмундиры получили и офицеры гусарских полков - достаточно скромные, общекавалерийского покроя, тёмно-зелёного цвета с такими же в сапоги, с цветным (по полку) воротником с особым шитьем приборного металла. После введения эполет на вицмундире предписывалось носить только эполеты.

У гусар изменилась расцветка доломанов, ментиков, чачкир, воротников и обшлагов, а также чепраков. Были изменены и рисунки шитья, а также приборные металлы и цвет меха ментиков в ряде полков. В качестве головного убора был установлен кивер нового образца с гвардейской кокардой спереди.

В 1808-1811 гг. частично изменилась конструкция и элементы гарнтуры гусарских киверов (аналогично пехотным), гвардейским гусарам на кивер была установлена гвардейская же же специальная эмблема. Несколько изменилась и конструкция касок драгун и кирасир - плюмаж на них стал менее пышным, сохранив цветовые отличия только для трубачей или литаврщиков.

В 1812 г. кирасирам, очевидно, учитывая успехи наполеоновских «латников» (во французской армии помимо кирасир кирасы с 1807-1808 гг. носили и карабинеры) были возвращены кирасы из тёмной прессованной кожи с на красном подбое металлическими прокладками, крашеной в чёрный цвет, причём защищала новая кираса и грудь, и спину. Особая история произошла в Псковском драгунском полку - его чинам были пожалованы кирасы, взятые с боем у французских карабинеров в сражении при Красном. Полк переименовали в кирасирский, а металлизированные кирасы с медной отделкой так и остались в полку в качестве своеобразной полковой реликвии (характерно, что чинам, которым французских кирас не хватило, были выданы кирасы отечественного образца).

Артиллерия и инженерные части

В целом, изменения в артиллерийских и инженерных частях были аналогичны общеармейским - введение новых мундиров, головных уборов, наградных элементов и т. д. Был сохранен приборный цвет - чёрный, с красными погонами и кантами воротников, обшлагов и фалд. На кивера артиллеристам и саперам были установлены красные этишкеты (без султанов). На кивера гвардейской пешей и конной артиллерии были пожалованы гвардейские эмблемы, воротники и обшлага офицеров украсили золотые петлицы особого шитья. Чины армейской конной артиллерии в качестве головных уборов носили каски (по образцу драгунских).

Вскоре после окончания кампании 1812-1815 гг. был образован Лейб-гвардии Саперный батальон, шефом которого стал Великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). Батальон получил форму, аналогичную гвардейской артиллерии, но с белым (серебряным) приборным металлом.

Николай I

Александр III

К началу 70-х годов XIX в. уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была притом пригонка мундиров с пуговицами и талией. Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить обмундирование войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии - гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно стал похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары , в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают несложное обмундирование солдата 70-80х годов XIX в. Отсутствие пуговиц имело ещё и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имела и отмена султанов , касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене обмундирования сохранила на своих шапках , воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах ; в каждой пехотной дивизии первый полк имел красный, второй - синий, третий - белый, четвёртый - чёрный (тёмно-зелёный) околыши, первые два полка (первая бригада) - красные, а вторые два полка (вторая бригада) - синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имели красные, а стрелки - малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключал. ещё в цвете канта и прибора. Описанная Форма во многом приближалась к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищали глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром II введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах ; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее разрешение заменять летом мундиры кителями , с орденами и Алексей Семёнович Усачёв, рядовой 1-го Кавказского саперного батальона Михаил Бочкарёв, рядовой 16-го гренадерского полка Михаил Борисов (Тифлис, 1903 г.) был признан слишком тяжёлым и заменён обыкновенной фуражкой , к которой прикрепляется маленький металлический герб . Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому - красный, второму - синий, третьему - белый. Прежние цвета остались только в тех полках , для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание. Одновременно с изменением цветов полков были изменены их фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки. Войска вспомогательного назначения и различные специальные корпуса имеют форму пехотного образца.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый же китель прежнего образца вышел из употребления. Вицмундир был оставлен как внеслужебная одежда.

1907-1914 гг. стали периодом масштабных преобразований в форме одежды, сочетающих как радикальное упрощение (унификация парадной и повседневной (полевой) формы), так и возврат к пышным образцам эпохи Александра II и даже Николая I (введение особых парадных мундиров с киверами в гвардии, Генеральном штабе и т.д., возвращение бывшим армейским гусарским и уланским полкам их названий и элементов (парадной) униформы и т.д.). К этому же периоду относится введение нового полевого офицерского снаряжения (обр. 1912 г), а также папахи в качестве универсального зимнего головного убора.

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Период первой мировой войны

В период первой мировой войны 1914-1918 годов в армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов - подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» - по имени английского генерала Джона Френча. Особенности их конструкции в основном заключались в конструкции воротника - мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы. Среди авиаторов ограниченное распространение получили френчи английского офицерского типа - открытые, для ношения с галстуком.

Уже в 1914 г. все галунные погоны в действующей армии были отменены и заменены ткаными в цвет кителя или шинели (цвет кантов, просветов, расположение и цвет звёздочек, а также форма погон остались неизменными). Однако если на фронте галунные погоны остались предметом «особого шика», прежде всего, для вновь произведенных офицеров, то погоны защитного цвета стали предметом такого же «шика» в тылу, обозначая своего носителя как «фронтовика» (в этой же связи среди офицеров-тыловиков были модны гимнастерки солдатского покроя, но из качественного офицерского сукна). [[Файл:67 pehotnaja divizija.jpg|thumb|67-я пехотная дивизия, 1916 г. .

К революции 1917 г. русская армия подошла в кителях самого разнообразного покроя. Соответствие уставу наблюдалось только в штабах, тыловых организациях, а также во флоте. Однако усилиями нового военного и морского министра А. Ф. Керенского был уничтожен даже этот относительный порядок. Сам он носил китель-френч произвольного образца, вслед за ним его надели многие руководители армии. Флоту же было приказано переодеться в кителя с застежкой на крючки, обшитые чёрной тесьмой по борту, с карманами лишёнными клапанов. До изготовления новых образцов формы следовало перешить имеющуюся в наличии. Этот приказ офицеры исполняли произвольно, в результате флот тоже лишился единого образца кителя.

: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. Балашов Петр Иванович (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. , 1881–1900.

На смену лёгким и удобным треуголкам в мушкетёрских и егерских частях пришли новые головные уборы , высокие, тяжёлые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею. Гренадерские полки и батальоны вплоть до 1807 г. сохранили особые гренадерские шапки с медными налобниками - впоследствии (за Аустерлиц (1805)) гренадерки были оставлены Павловскому (Лейб-гвардии Павловскому) полку « навечно ». Высшему командному составу было приписано носить чёрные фетровые двууголки с ёерно-оранжево-белыми перьями и окантовкой и круглой суконной кокардой георгиевских цветов. Генеральские головные уборы имели белую выпушку (до 1807) по краю. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка. С 1811 г. в строю офицерам предписано носить кивера, двууголка оставлена для ношения с сюртуком (на походе, вне службы, верхом), причём все адъютанты (включая чинов Свиты ЕИВ) надевали её « с поля ».

Изначально на киверах спереди размещались гергиевские тканевые круглые кокарды , затем - в пехотных и егерских подразделениях медные горящие гренады, а в гренадерских - горящие гренады с тройным пламенем. В гвардии на киверах крепился медный двуглавый орел особой формы. Позднее на киверах появились этишкеты, золоченые подбородные, а в 1812-1814 гг. явным образом была изменена форма киверов. С 1813 г. на кивера (над эмблемой, под репейком) крепились особые знаки - за отличие в боях и походах, являющиеся коллективными наградами.

Павловские шинели с отложным воротником были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками (цвет как у воротников мундира). Вообще, несмотря на значительное упрощение формы обмундирования, она была ещё далеко не удобна и не практична. Солдату было затруднительно содержать в исправности массу и принадлежностей, входивших в состав снаряжения; кроме того, форма обмундирования была все ещё сильно сложна и тяжела в носке.

Ополченцы при Александре I сначала одевались в какое хотели платье : позже им дана Форма состоявшая из серых кафтана, шаровар, заправленных в высокие сапоги , и картуза с медным крестом на тулье, ставшим их отличительным знаком.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье : но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Военнослужащие Главного штаба, 1816 г.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка, 1815 г.

Егерь и унтер-офицер 6-го егерского полка, 1816 г.

Обер-офицер Астраханского кирасирского полка, около 1815 г.

Унтер-офицер Польского уланского полка, 1815 г.

Штаб-офицер Иркутского гусарского полка, 1815 г.

Кавалерия

Кавалерию в этот период составляли драгунские, кирасирские, гусарские, уланские полки, а также казачьи части, считавшие иррегулярными.

Нововведения в кавалерии поначалу не отличались от пехотных - с кавалерийской спецификой. Были введены новые мундиры фрачного типа с высокими стоячими воротниками, новые высокие шляпы, существенно укорочены у нижних чинов косы (у офицеров косы оставлены по желанию, за офицерами же оставлено право ношения усов). У кирасиров были отменены кирасы. Перед началом кампании 1805 г. у драгун и кирасиров появились кожаные каски с медными налобниками с изображениями Андреевских звёзд (Гвардия) или двуглавых орлов (армия). Орденский кирасирский полк имел на каске изображение звезды Ордена Св. Георгия. Плюмаж каски по расцветке напоминал плюмаж пехотных киверов - белый перёд с красной вертикальной полосой у унтер-офицеров, чёрный перёд с белым тылом и красной поперечной полосой - у офицеров, целиком белый - у генералов, красный - у трубачей и т. д. Драгунский мундир был сперва светлее пехотного (как у егерей), но позже цвет был унифицирован с общим пехотным. Кирасиры сохранили белые мундиры и супервесты. В качестве полковых различий выступали воротники (в Гвардии - с золотым/серебряным шитьем и петлицами), отвороты фалд и погоны (у офицеров - с золотым/серебряным галуном), а также чепраки и чушки. В армейских частях на чепраках изображался вензель Императора, в Гвардии (кроме гусар) - Андреевская звезда.

Особняком стояли Кавалергарды и Конная-Гвардия, офицеры которых имели дополнительно вицмундиры и специальную т. н. бальную форму. Вицмундиры были чёрного цвета (с такими же в сапоги ) с чёрными с красным кантом (кавалергарды) и красными с красным кантом (конногвардейцы) воротниками, отворотами фалд и обшлагами без петлиц и шитья. Приборный металл - у кавалергардов серебро, у конногвардейцев золото. Вицмундир разрешалось носить вне строя, с фетровой офицерской шляпой или даже фуражной шапкой. Бальная форма состояла из мундира красного цвета с белыми лосинами и специальными белыми штиблетами. На фалдах кавалергардов располагалось специальное шитье. Чепраки и чушки в Кавалергардском полку были красные, с чёрной каймой и двойной (у офицеров серебряной, у нижних чинов - жёлтой) сутажной обшивкой последней; у Конной Гвардии чепраки и чушки были тёмно-синие, с красной каймой и жёлтой двойной (у офицеров - золотой) обкладкой.

Вицмундиры получили и офицеры гусарских полков - достаточно скромные, общекавалерийского покроя, тёмно-зелёного цвета с такими же в сапоги , с цветным (по полку) воротником с особым шитьем приборного металла. После введения эполет на вицмундире предписывалось носить только эполеты .

У гусар изменилась расцветка доломанов, ментиков, чачкир, воротников и обшлагов, а также чепраков. Были изменены и рисунки шитья, а также приборные металлы и цвет меха ментиков в ряде полков. В качестве головного убора был установлен кивер нового образца с гвардейской кокардой спереди.

В 1808-1811 гг. частично изменилась конструкция и элементы гарнтуры гусарских киверов (аналогично пехотным), гвардейским гусарам на кивер была установлена гвардейская же же специальная эмблема. Несколько изменилась и конструкция касок драгун и кирасир - плюмаж на них стал менее пышным, сохранив цветовые отличия только для трубачей или литаврщиков.

В 1912 г. кирасирам, очевидно, учитывая успехи наполеоновских « латников » (во французской армии помимо кирасир кирасы с 1807-1808 гг. носили и карабинеры) были возвращены кирасы из тёмной прессованной кожи с на красном подбое металлическими прокладками, крашеной в чёрный цвет, причём защищала новая кираса и грудь, и спину. Особая история произошла в Псковском драгунском полку - его чинам были пожалованы кирасы, взятые с боем у французских карабинеров в сражении при Красном. Полк переименовали в кирасирский, а металлизированные кирасы с медной отделкой так и остались в полку в качестве своеобразной полковой реликвии (характерно, что чинам, которым французских кирас не хватило, были выданы кирасы отечественного образца).

Артиллерия и инженерные части

В целом, изменения в артиллерийских и инженерных частях были аналогичны общеармейским - введение новых мундиров, головных уборов, наградных элементов и т. д. Был сохранен приборный цвет - чёрный, с красными погонами и кантами воротников, обшлагов и фалд. На кивера артиллеристам и саперам были установлены красные этишкеты (без султанов). На кивера гвардейской пешей и конной артиллерии были пожалованы гвардейские эмблемы, воротники и обшлага офицеров украсили золотые петлицы особого шитья. Чины армейской конной артиллерии в качестве головных уборов носили каски (по образцу драгунских).

Вскоре после окончания кампании 1812-1815 гг. был образован Лейб-гвардии Саперный батальон, шефом которого стал Великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). Батальон получил форму, аналогичную гвардейской артиллерии, но с белым (серебряным) приборным металлом.

Николай I

Николай I в императорскоммундире.

При Николае I мундиры и шинели сначала делались по-прежнему весьма узкие, особенно в кавалерии, где офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть; воротники мундира, оставаясь всё такими же высокими, застёгивались наглухо и сильно подпирали голову; кивера доходили до 5,5вершков высоты и были похожи на перевёрнутые вверх дном вёдра; во время парадов они украшались султанами в 11 вершков длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершков (ок. 73,3 см). Шаровары, зимой суконные, а летом полотняные, носились поверх сапог : под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткие. Особенно много хлопот солдату продолжала причинять амуниция из белых и чёрных лакированных ремней, требовавших постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки , схожие с нынешними. Разнообразие форм было весьма велико; даже пехота имела неоднообразное обмундирование; некоторые её части носили мундиры двубортные, другие - однобортные. Кавалерия была одета весьма пёстро; её форма имела массу мелочей, пригонка которых требовала и времени, и сноровки. С 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования, выразившиеся прежде всего в упрощении амуниции; в 1844 году тяжёлые и неудобные кивера заменяются высокими касками с острым навершием (однако в конно-гренадёрских и гусарских полках кивера были сохранены), офицеры и генералы вместо устаревших двууголок стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезатьрепицы. В общем, за годы правления Николая форма вместо французского всё больше приобретала прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали делать крайне короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии. В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки - лычки , по которым различались звания. В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров: сперва лишь для ношения на шинели, а с 1855 г. - и на повседневной форме. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Обер-офицер Лейб-Гвардии Волынского полка, 1830 г.

Драгуны Московского и Каргопольского драгунских полков, 1827 г.

Унтер-офицер лабораторных рот, 1826-1828 г.

Трубач конно-артиллерийских батарейЧерноморского Казачьего войска, 1840-е гг.

Александр II

Александр II в форме Лейб-гвардии Преображенского полка

Вполне удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II; постепенно изменяя форму обмундирования войск, довели её наконец до такого покроя, когда она, имея красивый и эффектный вид в блестящих родах оружия, была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание теплушек. В феврале 1856 года фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой (полукафтаны). Особым блеском отличалось обмундирование войск гвардии, которая в парадных случаях уже со времен Александра I носила особые цветные суконные или бархатные (чёрные) лацкана(нагрудники); кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным; всем были даны просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были значительно понижены и уширены, хотя они и до сих пор ещё тверды и малопрактичны. Армейский мундир был сначала двубортный, затем однобортный; шаровары сначала носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные. Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков которые были отменены в 1863 году и оставлены исключительно для флота; в армии парадный и обыкновенный убор составляло кепи (в 1853-1860 годах парадный кивер), в первом случае с султаном и гербом. Офицеры имели ещё фуражки . Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом. Тогда же был дан весьма удобный и практичныйбашлык, немало послуживший солдату в суровое зимнее время. Ранцы и были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, и вообще солдатская ноша облегчена.

Обер-офицер и унтер-офицер 13-го гренадерского Эриванского полка, 1863 г.

Офицер в кителе

Русский пехотинец в шинели с башлыком, 1877-1878 гг.

Император Александр II в форме Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка, 1873 г.

Александр III

Крамской, И. Н. Портрет Александра III.

К началу 70-х годов XIX в. уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была притом пригонка мундиров с пуговицами и талией. Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить обмундирование войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии - гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно стал похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары, в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы , довершают несложное обмундирование солдата 70-80х годов XIX в. Отсутствие пуговиц имело ещё и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имела и отмена султанов, касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене обмундирования сохранила на своих шапках, воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах; в каждой пехотной дивизии первый полк имел красный , второй - синий , третий - белый , четвёртый - чёрный (тёмно-зелёный) околыши, первые два полка (первая бригада) - красные, а вторые два полка (вторая бригада) - синие погоны . Вся гвардия, артиллерия и саперныевойска имели красные, а стрелки - малиновые погоны . Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключал. ещё в цвете канта и прибора. Описанная Форма во многом приближалась к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищали глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром II введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее разрешение заменять летом мундиры кителями, с орденами и лентами на них даже в торжественных случаях.

Также в правление Александра III, который как известно стоял на консервативных позициях, позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 году для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

1907-1914 гг. стали периодом масштабных преобразований в форме одежды, сочетающих как радикальное упрощение (унификация парадной и повседневной (полевой) формы), так и возврат к пышным образцам эпохи Александра II и даже Николая I (введение особых парадных мундиров с киверами в гвардии, Генеральном штабе и т.д., возвращение бывшим армейским гусарским и уланским полкам их названий и элементов (парадной) униформы и т.д.). К этому же периоду относится введение нового полевого офицерского снаряжения (обр. 1912 г), а также папахи в качестве универсального зимнего головного убора.

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель .

Николай II в форме Лейб-гвардии Уланского ЕИВ ГосударыниИмператрицы Александры Фёдоровны полка

Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметьева, 1909.

Период первой мировой войны

В период первой мировой войны 1914-1918 годов в армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов - подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование « френч » - по имени английского генерала Джона Френча. Особенности их конструкции в основном заключались в конструкции воротника - мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы . Среди авиаторов ограниченное распространение получили френчи английского офицерского типа - открытые, для ношения с галстуком.

Уже в 1914 г. все галунные погоны в действуующей армии были отменены и заменены ткаными в цвет кителя или шинели (цвет кантов, просветов, расположение и цвет звёздочек, а также форма погон остались неизменными). Однако если на фронте галунные погоны остались предметом « особого шика », прежде всего, для вновь произведенных офицеров, то погоны защитного цвета стали предметом такого же « шика » в тылу, обозначая своего носителя как « фронтовика » (в этой же связи среди офицеров-тыловиков были модны гимнастерки солдатского покроя, но из качественного офицерского сукна).

К революции 1917 г. русская армия подошла в кителях самого разнообразного покроя. Соответствие уставу наблюдалось только в штабах, тыловых организациях, а также во флоте. Однако усилиями нового военного и морского министра А. Ф. Керенского был уничтожен даже этот относительный порядок. Сам он носил китель-френч произвольного образца, вслед за ним его надели многие руководители армии. Флоту же было приказано переодеться в кителя с застежкой на крючки, обшитые чёрной тесьмой по борту, с карманами лишёнными клапанов. До изготовления новых образцов формы следовало перешить имеющуюся в наличии. Этот приказ офицеры исполняли произвольно, в результате флот тоже лишился единого образца кителя.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Связанные товары

Костюм летний состоит из куртки и брюк. Является частью всесезонного комплекта базового обмундирования (ВКБО). Костюм из ткани Мираж (ПЭ-65%,хлопок-35%), с повышенным содержанием хлопка - гигиеничен и комфортен в ежедневной носке. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка, объем регулируется патой на текстильной застежке. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукава – накладной карман для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой на пуговицах. В области сидения накладка-усилитель

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца Пример рисунка материала:

Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; карманы куртка /брюки: да/да; дополнительно: облегченный летний вариант; высокая прочность ткани и швов; Как стирать костюм Горка.

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Материал: 100% Хлопок Вес изделия: 52 р-р -232 г 54 р-р -265 г

Костюм « Горка-3 » - самый удачный и распространенный тип костюма горка. Изготовлен из материала рип-стоп плотностью 270 гр. на 1 м2 черного цвета, конструктивно состоит из куртки и брюк. Используется для защиты бойца от неблагоприятных погодных условий, всесезонный. Основным отличием этого костюма является флисовая подкладка. Куртка имеет глубокий капюшон с затяжками, два прорезных боковых кармана, прикрытых клапанами, застегивающимися на пуговицу, один внутренний карман для документов и два кармана на рукавах, чуть ниже плечей. Стоит заметить, что флисовая подстежка является съемной, что повышает удобство использования костюма и позволяет эксплуатировать его в более расширенном температурном диапазоне. Плечи, локти, манжеты усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Усиление на локтях костюма горного-3 выполнено в виде кармана на липучке, комплектуется жесткими вставками. Рукава снабжены противопылевыми манжетами и скрытой резинкой регулировки объема чуть выше запястья. Куртка также снабжена регулируемой утяжкой по краю, застегивается на пуговицы. Брюки костюма горка имеют шесть карманов. Два боковых прорезных, два грузовых накладных и два задних. Колени, низ штанин и прочие нагруженные места брюк усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Низ штанин двойной, так называемый «пыльник» усиленный манжетой, которая одевается поверх ботинка и препятствует попаданию в него пыли, грязи и мелких камней. Чуть ниже коленного сгиба брюки имеют фиксирующую резинку. Она автоматически регулирует объем брючины и препятствует парусению ткани. Брюки укомплектованы съемными подтяжками. Основные особенности: съемная подкладка из флиса демисезонный костюм крепкий материал внутренний карман капюшон ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рипстоп Состав: 70/30 Плотность: 240 гр. Накладки: оксфорд 0 Манжеты: да Уплотнительные резинки: да Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: демисезонный Дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса, пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Пол: мужской Сезон: лето Цвет камуфляжа: хаки Материал: « Палаточное полотно » (100% хлопок), пл. 235 г/м2, ВО Материал накладки: Смесовая, пл. 210 г/м2, Нормативно техническая документация: ГОСТ 25295-2003 Одежда верхняя мужская и женская пальтового ассортимента: костюмы, куртки, жилеты, в Цвет: хаки Нижняя температура: 10 Застежка: пуговицы Страна: Россия Описание Куртка: свободного кроя; застёжка центральная супатная, на петлю и пуговицу; кокетка, накладки и карманы из отделочной ткани; 2 нижних прорезных кармана с клапаном, на петлю и пуговицу; внутренний отлетной карман на пуговицу; на рукавах по 1 накладному наклонному карману с клапаном на петлю и пуговицу в области локтя усиливающие фигурные накладки; низ рукавов на резинке; капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; подгонка по талии с помощью кулиски; Брюки: свободного покроя; гульфик с застёжкой на петлю и пуговицу; 2 верхних кармана в боковых швах, в области коленей, на задних половинках брюк в области сидения – усиливающие накладки; 2 боковых накладных кармана с клапаном; 2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; Пылезащитная юбка из бязи по низу брюк; задние половинки под коленом собраны резинкой; пояс на резинке; низ на резинке;

Обратите внимание - в данной модели утепление флисом только в куртке! Расцветка: хаки Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд 0; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; сезонность: демисезонный; дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Плащ женский демисезонный является частью форменной одежды сотрудников полиции нового образца. Плащ полуприлегающего силуэта, с центральной внутренней потайной застежкой на пять петель и пуговиц и дополнительно на верхнюю форменную пуговицу и сквозную обметанную петлю, на утепленной притачной подкладке. На кокетках в области плечевых швом предусмотрены по две шлевки и одной не прорезной петли для крепления съемных погон. Рукава втачные, двухшовные. В нижней части среднего шва рукава втачаны паты, застегивающиеся на петлю и форменную пуговицу. Воротник отложной, с отрезной стойкой. Пояс съемный продевается в шлевки, расположенные в боковых швах и застегивается на пряжку с язычком, свободный конец, которого продевается в шлевку. На правом подборте - внутренний прорезной карман с листочкой. Ткань курточная (100% полиэстер) с нитями плетения рип-стоп и водооталкивающей пропиткой. Второй слой - мембрана. Наполнитель: Тинсулейт 100 г/м. Рекомендуемый температурный режим: от +10°С до -12°С. Носится с кашне темно-синего цвета или с кашне белого цвета. Разрешается ношение плаща демисезонного аккуратно сложенным лицевойстороной наружу на левой руке. Плащи демисезонные носят застегнутыми на все пуговицы. Разрешается ношение плащей демисезонных с расстегнутой верхней пуговицей. Плащи демисезонные носят со съемным утеплителем или без него с застегнутым на пряжку поясом. На данном плаще носятся съемные погоны темно-синего цвета и нашивки темно-синего цвета.

Китель является частью повседневной и выходной формы одежды сотрудников полиции нового образца. Носится с брюками. Материал: Костюмная (полушерстяная) ткань. Состав: 75% шерсть, 25% полиэстер 280 г/м2 Подклад: Саржа 100% вискоза 105% г/м2. Прилегающего кроя, однобортный, застегивающийся на четыре пуговицы. Воротник отложной с лацканами. Полочки с отрезными бочками. Боковые карманы горизонтальные прорезные в «рамку» с клапанами. Спинка с центральным швом, в нижней части которого расположена шлица. Рукава втачные, двухшовные. Китель с подкладом. На левой полочке подклада расположен внутренний карман с «листочкой». Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, а также для курсантов (слушателей) образовательных учреждении высшего профессионального образования МВД России. Имеет красную окантовку на рукавах. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Кроме того, на данный китель нашиваются погоны с пуговицами, а также укрепляются две петличные эмблемы. Как пришить погон? Для этого, кроме самого кителя и погон, понадобятся линейка, ножницы, игла, наперсток и прочные нитки красного цвета. Обязательно наденьте наперсток, даже если вы привыкли шить без него, так как иногда сквозь погоны игла проходит с большим трудом, и можно поранить пальцы. Если затрудняетесь вытягивать иглу с ниткой из погона, то можно воспользоваться плоскогубцами или пинцетом. 1) Прежде всего, подготовьте погон, т.е. закрепите на нем все положенные знаки различия, так как сделать это на уже пришитом погоне будет гораздо труднее. 2) Берете погон и располагаете его так, чтобы сторона, удаленная от пуговицы, была в упор к шву, который соединяет плечо кителя с рукавом. В то же время, верхний, направленный в сторону спины, край погона должен на 1 см заходить сверху на шов, проходящий вдоль плеча. Другими словами, погон должен быть немного смещен вперед. 3) Вденьте в иголку нитку и закрепите погон к кителю в трех точках: по углам погона, у места, где он соприкасается с рукавным швом и в центре полукруглого среза. Теперь погон будет надежно закреплен и не сместится от правильного положения в процессе пришивания. 4) Затем очень осторожно пришиваем погон по периметру, делая стежки таким образом, чтобы на его поверхности оставались только едва видимые точки в тех местах, где игла входит в погон, а нитка между двумя соседними отверстиями проходила преимущественно с изнаночной стороны (по прокладке) кителя. Тогда нитку не будет заметно даже если она по цвету не совсем соответствует цвету погон. При этом оптимальная длина каждого стежка должна быть около 1 см. 5) Со вторым погоном действуйте по той же схеме. Как укрепить петличные эмблемы? На воротнике кителя - по биссектрисе (линии, делящей угол воротника пополам), на расстоянии 25 мм от угла воротника до центра эмблемы, вертикальная ось симметрии эмблемы должна быть параллельна отлету воротника. Как разместить награды на кителе полиции? На левой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Знаки особого отличия располагаются так, чтобы верхний край колодки медали был на уровне уступа лацкана кителя и жакета. При ношении двух и более знаков особого отличия они располагаются раздельно в один ряд, справа налево с промежутками в 10 мм между боковыми концами звезд в перечисленном порядке. Знаки особого отличия одного наименования располагаются в порядке их награждения. Знаки орденов, ордена и медали располагаются горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении двух и более орденов или медалей их колодки соединяются в ряд на общей планке. Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом верхний край колодок нижнего ряда размещается на 35 мм ниже колодки первого ряда. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке. Знаки орденов, ордена и медали располагаются на кителе однобортном полиции так, чтобы верхний край колодки орденов и медалей первого ряда располагался ниже уровня уступа лацкана на 90 мм. На правой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Ордена располагаются слева на право в перечисленном порядке. Верхний край наибольшего по размеру ордена первого ряда располагаются на уровне, установленном для общей планки (колодки) первого ряда орденов и медалей, размещаемых на левой стороне груди. Ордена, не умещающиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в указанной очередности. Центры орденов в ряду должны быть на одном уровне. Расстояние между орденами и рядами орденов -10 мм. Знак числа ранений из галуна золотистого цвета (при тяжелом ранении) или темно-красного цвета (при легком ранении), располагается на планке из ткани верха изделия. Ширина галуна 6 мм, длина 43 мм. Нашивка о тяжелом ранении размещается ниже нашивки о легком ранении. Расстояние между нашивками 3 мм. Знак числа ранений располагают на кителе и жакете правее знака к почетным званиям Российской Федерации, а при его отсутствии, на его месте.

Ткань: Мираж-210, пэ-67%, хл-33% Костюм летний состоит из куртки и брюк. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Карманы расположены наклонно, по ходу руки. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках, с шлевками из ременной ленты с внутренней стороны клапанов. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукавов – накладные карманы для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой

Костюм разведчик мох Костюм разведчик выполнен в очень удачном дизайне демисезонной униформы « смок » в расцветке экспериментального камуфляжа A-TACS FG . Состоит костюм из куртки и брюк. Куртка длинная, ниже пояса. Оснащена глубоким капюшоном с регулируемыми утяжками, имеет четыре объемных грузовых кармана, закрытых клапанами на крупной английской пуговице, которая позволяет легко открыть карман в спешке, руками в стрелковых перчатках, и в прочих экстремальных условиях, когда счет времени пошел на секунды. Локти костюма усилены дополнительным слоем ткани, рукава оснащены широкими резинотканевыми лентами. Фронтальная застёжка-молния продублирована по всей длине более мелкими английскими пуговицами, которые застегиваются в потайную. Брюки костюма свободного кроя, все нагруженные части усилены дополнительным слоем ткани. В пояс вшита широкая резинотканевая лента, тонкий шнурок для дополнительной утяжки, и петли крепления подтяжек. На брюках предусмотрены четыре кармана. Два прорезных, прикрытых клапанами на крупной английской пуговице, два накладных грузовых, в которых может переноситься дополнительный боекомплект. По низу штанин предусмотрена широкая манжета и так называемые «тормозки» из эластичной ткани, которые препятствуют задиранию штанин. цвет мох (A-TACS FG) Основные особенности: расцветка утяжка по талии резинки на штанах чехол для переноски подтяжки в комплекте ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: Т/С Состав: 65 пэ /35 вискоза Плотность: 160 гр. Манжеты: да Уплотнительные резинки: нет Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: всесезонный Дополнительно: чехол для переноски

Состоит из куртки и брюк. Ткань - Рип-Стоп, пэ-67%, хл-33%. Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, несущих наружную службу.Носится с футболкой темно-синего цвета и кепи темно-синего цвета. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Над левым карманом (полочкой), на расстоянии 10мм пришивается нашивка "ПОЛИЦИЯ" (110х30 мм), сделанная в форме прямоугольника с кантом красного цвета, надпись выполнена белым или серебристым цветом. На спину, на 10 мм выше красной линии на спине, пришивается нашивка "ПОЛИЦИЯ" (275х85 мм), сделанная в форме прямоугольника с красным кантом и надписью белого или серебристого цвета. Сотрудники, имеющие специальные звания полиции, при несении службы в общественных местах носят нагрудные знаки на куртках костюма летнего. Знаки крепятся посредством булавки к левому нагрудному карману. Бейдж размещается в съемном кармане для бейджа, который носится на правой стороне груди курток костюмов летних темно-синего цвета. Бейдж представляет собой прямоугольную карточку, содержащую идентификационные данные сотрудника полиции.

Куртка с комбинированной(притачной и съемной) утепленной подкладкой, съемным утепленным капюшоном, съемным воротником из искусственного меха. Куртка укороченная, прямого покроя. Центральная застежка на двухзамковой разъемной «молнии», закрытой ветрозащитным клапаном на кнопках. Воротник отложной с застежкой-патой на текстильной застежке. В области плечевых швов расположены погоны погоны Посмотреть все товары по тегу погоны на кнопках с съемными фальшпагонами для крепления знаков различия. Полочки и спинка с кокетками. По линии кокеток – кант красного цвета. Два нагрудных кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». Два боковых кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». На мешковине накладных карманов прорезные карманы с входом на «молнии». По низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Рукава втачные, двухшовные. На правом рукаве прорезной карман на «молнии». Внутрь кармана вшита повязка с световозвращающей лентой, застегивающаяся на текстильную застежку «Велькро». По низу рукавов притачные манжеты с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Притачная утепленная подкладка с утеплителем «Файбертек-200» С внутренней стороны левой полочки расположен карман под пистолет (с карабином на шнуре для пристегивания пистолета) и накладной карман с вертикальным входом на «молнии». Съемный утепленный капюшон пристегивается на разъемную «молнию». Объем регулируется по затылочной части и лицевому вырезу. Подбородочная часть застегивается на текстильную застежку «Велькро». Съемный воротник из искусственного меха, содержащего волокно «Канекарон» (Производство Япония) пристегивается на разъемную «молнию». Съемная утепленная подкладка (жилет) из утеплителя «Файбертек 150» простеган с обеих сторон с подкладочной тканью, пристегивающийся на разъемную «молнию». На съемном утеплителе расположен накладной карман с горизонтальным входом на «молнии». Утеплитель Файбертек имеет ряд преимуществ перед традиционными наполнителями: - Прекрасно сохраняет свою форму и востанавливает ее после стирки. - Допускается многократная стирка и сушка. - Обеспечивает больший теплозащитный эффект по сравнению с другими материалами аналогичной толщины и плотности. - Влагоустойчив. - Устойчив при длительной эксплуатации. - Является экологически чистым и нетоксичным утеплителем. - Практичен в соотношении цены и качества.

Классическая модель, прямой покрой Материал: 100% Хлопок Вес изделия: 50 р-р -166 г 54 р-р -203 г 58 р-р -217 г ОБЗОРЫ: Обзор на сайте "Russel-а" ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

Костюм Горка производства торговой марки PRIVAL изготавливается из смесовой с хлопком ткани. Традиционный костюм Горка изготавливается из палаточной хлопковой ткани, а в зоны где требуется повышенное усиление ставится смесовая с хлопком ткань, которая отличается повышенной прочностью и износостойкостью. Данная модель изготавливается полностью из смесовой с хлопком ткани, поэтому долго прослужит даже при усиленной эксплуатации. Также, этот материал приятный при ношении, обеспечит свободу и комфорт в движении. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью черного цвета, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях.

Костюм летний состоит из куртки и брюк. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка, объем регулируется патой на текстильной застежке. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Карманы расположены наклонно, по ходу руки. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках, с шлевками из ременной ленты с внутренней стороны клапанов. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукавов – накладные карманы для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой на пуговицах.В области сидения накладка-усилитель Ткань: Мираж-210, пэ-67%, хл-33%

Куртка "Горная-3" рекомендуется для активного отдыха (туризма, походов), а также в качестве полевой формы горнострелковых подразделений МО РФ Свободный крой, не стесняющий движений Капюшон с регулировкой в трех измерениях - по овалу лица, по вертикали на затылке и регулировка бокового зрения На пуговицах Регулировка объема рукава выше запястья скрытой резинкой на липучке Локти защищены пенополиуретановой съемной вставкой (идет в комплекте) Карманы: два нижних объемных кармана на пуговицах закрыты клапанами карман "Наполеон" на груди наклонные карманы на рукавах, закрыты клапанами на липучке внутренний влагозащитный карман для документов на липучке Утяжки: по талии шнуром по низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки резиновым шнуром Материал: 100% хлопок, новый высококачественный брезент, превосходящий аналоги используемые большинством других производителей Новая технология обработки позволила значительно улучшить стойкость ткани к выцветанию и истиранию Усиливающие накладки -100% полиэстр полиэстр Посмотреть все товары по тегу полиэстер рип-стоп Внимание! Перед стиркой извлечь защитные вставки в наколенники/налокотники из соответствующих карманов. Не стирать защитные вставки в стиральной машине. При стирке в стиральной машине изделий из брезента - возможно появление следов потертости. ПОДБОР РАЗМЕРА: Скачать Размерную сетку (.xlsx) для точного определения необходимого размера ОБЗОРЫ: Обзор от Survival Panda Обсуждение этой модели на форуме ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин . Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.

Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.

Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:

белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.

Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.

В кавалерии множество существовавших родов оружия первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.

В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.

Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).

Из книги: "300 лет европейского солдата (1618-1918)"
Энциклопедия военного костюма.


Военная форма - это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока.
Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Но у воинского одеяния было еще одно функциональное назначение - то, которое оправдывало яркость его расцветки, - облегчить командование боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название «униформа») своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи... Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но основные цвета оставались традиционными: у англичан красные, у французов синие, у австрийцев белые, у русских... О русской военной форме мы расскажем подробнее.
В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII - начала XVIII века, в правление Петра I. Созданное по образцу западноевропейского, обмундирование у пехоты и артиллерии включало в себя кафтан, под который надевались камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии - кафтан, камзол, лосины. Цвета соответственно были: темно-зеленый и красный в пехоте, синий и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные. Знаками различия для офицера служили металлическая пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.
Такова была основа, на которой развивалась военная форма в течение XVIII столетия. Мундир эволюционировал по пути большого разнообразия, функционального совершенствования и зачастую неоправданного усложнения.
Усилившееся разнообразие вызывалось появлением новых разновидностей войск. Так, если регулярная кавалерия петровского времени состояла из одних только драгун, то позднее были учреждены карабинеры, кавалергарды, пикинеры, конные егеря, легкоконные полки и т. д.
Во второй половине XVIII века армия получает плоские погоны и эполеты, которые первоначально носятся на левом плече, не давая сползать патронной сумке. Одновременно они служат знаком различия полков.
Плащи заменяются шинелями, офицеры вне строя получают сюртуки. Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки, просторные шаровары, сапоги (бывшие до этого только у кавалеристов) и легкие практичные каски. Тогда же обмундирование поменяло цвет на светло-зеленый.
Однако общая тенденция развития обмундирования все же шла в ином русле -удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата совершенно игнорировались, и на русскую почву слепо переносились образцы западноевропейской формы, бывшей сущим мучением для солдата. Дело доходило до того, что тогдашние инструкции предписывали рекрута «одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить». Нелепые пудреные парики и накладные усы комментариев не требуют...
В XVIII веке на российском престоле побывали два ярых поклонника прусской военной системы, Петр III (правил несколько месяцев в 1761-1762 годах) и Павел I (1796-1801), для которых казарменные порядки Фридриха Великого были идеалом. С именами этих императоров связано принятие русской армией самого неудобного обмундирования за всю ее историю.
Пестрая мозаика старинных мундиров интересна не только искусствоведу, которому знания в этой области нужны для атрибутирования анонимных портретов. За каждой реалией, дошедшей из глубины веков, стоят страницы прошлого нашего отечества, люди, что были нашими предками, и события, в которых они участвовали. Военная форма XVIII века воскрешает в памяти народа подвиги в Северной войне, имена П. Румянцева, А. Суворова, Ф. Ушакова, А. Сенявина, громкие победы, овеявшие боевой славой русские знамена. Словом, старинный мундир - это красочная часть истории нашей родины, которую должен знать каждый ее гражданин.
Предлагаемый Вашему вниманию комплект открыток не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие сведения по этой необъятной теме - эволюции русского военного обмундирования XVIII столетия. Задача его гораздо скромнее - отобразить наиболее характерные образ формы всех основных родов войск в различные периоды между 1700 и 1800 годами. Для этого художнику пришлось пересмотреть многие десятки старинных книг, альбомов и документов, а также долго и кропотливо трудиться в архивах и запасниках музеев.
Комплект познавательных открыток «Русский военный мундир XVIII века», выполненный Владимиром Семеновым, - это уже не первая работа художника, посвященная военной тематике, прошлому русской армии. Его же авторству принадлежит комплект открыток «Русские доспехи Х-XVII веков», логическим продолжением которого и служит настоящий выпуск.
Есть все основания полагать, что работа художника найдет широкую аудиторию среди людей, интересующихся отечественной историей.
А. ЮРАСОВСКИЙ