Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Шелкография своими руками на бумаге. Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань

Шелкография своими руками на бумаге. Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань

Который отлично подойдет для печати текста или изображений с мелкими деталями. По итогу работы у вас будут разработанные уникальные отпечатки на ткани, одежде, бумаге, что сделаны своими руками .

После растяжки тонкой сеточной ткани на деревянной рамке, нанесите тонкий слой светочувствительной эмульсии на экран и дайте ему высохнуть. Затем возьмите трафарет (прозрачная пленка с напечатанными на ней изображениями) и поместите его на экран, после чего подвергните «бутерброд из экрана и трафарета» воздействию света. Свет способствует упрочнению эмульсии и связывает её с тканью. Там где свет блокируется изображениями трафарета эмульсия остается водорастворимой.

Далее направляем струю воды на экран, смывая незатвердевшую эмульсию. В этих местах чернила будут проступать на ткань во время печати. Наконец положите его на футболку или другую ткань (бумагу), нанесите чернила на часть экрана. Если вы используете краски для ткани, вы можете нагреть их после того, как они высохнут и изображение будет постоянным и моющимся.

Шаг 1: Необходимые материалы

  • Экран с марлей;
  • фотоэмульсия и сенсибилизатор;

  • растворитель фотоэмульсии;
  • чернила для ткани;

  • Световой столик или 150 Вт лампа накалывания, плафон с отражателем, зажимом и шнуром
  • Защёлки;

  • Палочки для еды, шпатели, пластиковые ложки;
  • Небольшие баночки для краски;

  • Клейкая лента (лучше водостойкая);
  • Много газет;
  • Книга или кусок плотного картона.

Шаг 2: Подготавливаем фотоэмульсию

Следуем инструкциям, которые написаны на банках фотоэмульсии.

Заполним бутылку с сенсибилизатором на 3/4 холодной водой. Хорошо встряхнём бутылку. Сенсибилизатор (в виде осадка на дне бутылки), требуется для смешивания интенсивного встряхивания.

Выльем содержимое бутылки в контейнер с фотоэмульсией. Смешиваем всё до однородного цвета. Первоначальный цвет эмульсии яркий, светло-голубой. Сенсибилизатор неприятный черно-зеленый. После смешивания получится голубовато-зеленым.

В идеале, все операции по смешиванию и нанесению на поверхность экрана нужно проводить в относительно темной комнате, чтобы на эмульсию падало, как можно меньше света.

Смешанная эмульсия может храниться в бутылке в прохладном месте в течении 8 недель при комнатной температуре или 4 месяца в холодильнике.

Шаг 3: Покрываем поверхность экрана

Разложим газету на рабочей поверхности, для защиты от фотоэмульсии и красок.

Так как экран будет многократно переворачиваться в процессе работы, установим по канцелярской кнопке в углах рамы.

Если у вас нет резинового шпателя, воспользуйтесь куском картона, для равномерного распределения эмульсии по сетке.

Начнём с нижней части экрана к верху. Нанесём толстую линию эмульсии с одного конца рамы. Используя шпатель, равномерно распределим её по всей поверхности тонким слоем. Перевернём экран и положим его на кнопки. Нанесём слой эмульсии на внутреннюю часть и распределим его шпателем.

Повторяем этот процесс, пока не добьёмся тонкого, равномерного слоя эмульсии, что будет покрывать весь экран. Для этого не требуется больше двух проходов. Нужно работать быстро, чтобы свести к минимуму то время, что эмульсия находится под прямыми солнечными лучами. В финале должна получиться гладкая поверхность, на которую впоследствии будут нанесены чернила.

После окончания работы, установим экран на кнопках в темном месте для просушки. Можно накрыть его картонной коробкой или оставить в закрытом шкафу.

Оставляем эмульсию на ночь для сушки, но если вы хотите ускорить процесс можете направить на экран вентилятор.

Шаг 4: Подготавливаем изображение

Самый простой способ сделать шаблон – это напечатать чёрно-белое изображение на прозрачной плёнке. Изображение можно скомпоновать в графическом редакторе или нарисовать на белой бумаге, а затем отсканировать изображение для дальнейшей печати.

Шаг 5: Проводим экспозицию экрана

Световой стол состоит из нескольких ламп дневного света, установленных под полупрозрачным акрилом. Может потребоваться несколько экспериментов, чтобы выяснить время экспозиции. В зависимости от интенсивности света время экспозиции может быть около 4 или 5 минут.

Но в данном проекте используем простую 150 Вт лампу с отражателем.

Необходимо:

  • неотражающая черная ткань;
  • лист стекла или акрила достаточно большого размера, чтобы накрыть экран;
  • линейка или рулетка;
  • лампочка и отражатель.

Лампу с отражателем повесим так, чтобы «солнце» было на высоте 30 см (для экрана размерами 25×35 см) над поверхностью экрана и располагалась по центру. Положим ткань чёрного цвета на поверхность, где будет размещён экран. Проверим готовность шаблона изображения, чтобы он лежал в правильном положении.

Учитывайте, что у вас получится зеркальное изображение. Это особенно важно для текста!

Положим прозрачный шаблон с изображением на экран, после чего разместим сверху лист акрила, чтобы он плотно прилегал к экрану. Убедимся, что расстояние между лампой и экраном является правильным. В случае с экраном размерами 25×35 см и 150 Вт лампой, процесс займёт 45 минут.

После того, как экспозиция закончена, снимем акриловый лист и прозрачный шаблон, а затем ополоснём экран.

Вода должна быть тёплой. Для удаления эмульсии используем насадку для душа. Даже неэкспонированная эмульсия «любит держаться» за ткань. Увидим чёткие места, где поверхность была подвержена действию света. Слегка протрём экран кончиками пальцев, но если образ имеет мелкие детали, можем потерять некоторые нюансы, протирая лишнюю эмульсию по краям изображения. Направим экран на свет, сетка должна быть полностью чистой и открытой в не засвеченных областях изображения. Если это не так, продолжайте водные процедуры.

После того, как экран вымоется, даём ему полностью высохнуть.

Ниже приведена диаграмма экспозиции для фотоэмульсии с 150 Вт и 250 Вт лампами накаливания.

20×25 см 30 см 45 минут
25×35 см 30 см 45 минут
30×45 см 38 см 1 час. 14 минут
40×50 см 43 см 1 ч. 32 мин
45×50 см 43 см 1 час. 32 минут

Размер экрана Высота экспозиции Время
20×25 см 30 см 10 минут
25×35 см 30 см 10 минут
30×45 см 38 см 16 минут
40×50 см 43 см 20 минут
45×50 см 43 см 20 минут

Шаг 6: Печатаем изображение

Лучше работать вдвоем. Таким образом, один человек может держать экран на ткани, а другой наносить чернила.

Используем текстильные чернила для печати на ткани.. Если вы печатаете на новых футболках, убедитесь, что они не линяют.

Для печати на футболках рекомендую сделать из картона прокладку и просунуть её внутрь, чтобы чернила не пропитали ткань полностью. Положим книгу или кусок картона, что по размерам немного меньше, чем экран на ткани, так чтобы он мог плотно прижиматься к футболке.

Это займет время, чтобы выяснить, какие печатные технологии лучше для конкретного экрана, чернил и ткани. Для этих отпечатков, положим ткань на кусок картона, а затем установим экран сверху.

Разольём немного чернил на экран, затем с помощью шпателя (под углом 45 градусов) распределим их по открытым участкам.

Другие советы и приемы:

В этом проекте использовались довольно старые чернила, поэтому они не текут так, как хотелось бы. В идеале, можете добавить немного воды.

Печать на бумаге:

Процесс довольно схожий с тканью. Различные типы бумаги с чернилами будут вести себя по-разному, так что немного поэкспериментируйте, чтобы выяснить, как всё будет работать. Грубая и пористая поверхность бумаги, как правило, принимает чернила хорошо. «Легкая» бумага часто сморщивается под действием чернил, а глянцевая не принимает тушь хорошо и имеет тенденцию мазаться.

Шаг 7: Очистка и термообработка изображений

Опять же, не забудьте ополоснуть все краски из экрана, когда вы закончите. Чернила, что высохнут на экране, будут забивать сеть. Также промойте посуду и кисти, которые вы использовали. Закройте плотно контейнер для чернил. Если у вас осталась фотоэмульсия, убедитесь, что она хранится в прохладном, темном месте.

Если вы не собираетесь печатать ничего больше можете удалить эмульсию. Следуйте инструкциям на бутылке. Надевайте перчатки и знайте, что на это уйдет много горячей воды и времени, чтобы получить чистый экран.

После того, как чернила полностью высохли на ткани, установим утюг на самую высокую температуру. Поместим кусок ткани между подошвой и рисунком, затем прогладим изображение с каждой стороны от 3 до 5 минут.

Приятный поделок и творческого вдохновения!

В результате долгих поисков вариантов оформления корпусов натолкнулся в сети на описание шелкографии в домашних условиях. Варианты с трафаретами из оракла, декали, использованный мной вариант с наклейками и другие варианты не прошли проверку временем, что-то (вроде трафаретов) подходит только для достаточно толстых элементов и крупных надписей. Заказать шелкографию для изготовления единичных экземпляров (или мелкой серии, скажем до 5 штук) по приемлемой цене мне не удалось. В итоге появился опыт шелкографии в домашних условиях.

Кратко суть технологии - изготавливается рамка с сеткой, на сетку наносится фотоэмульсия, печатается фотоформа - то что закрыто - маскирует фотоэмульсию от засветки, чтобы незасвеченную фотоэмульсию можно было смыть. Экспонируется под лампой с УФ спектром, промывается - получаем трафарет. Далее продавливаем краску через трафарет ракелем (см ниже) - краска продавливается через вымытые ячейки сита попадает на поверхность по которой печатаем.

Настоятельно рекомендую полазить по инету и посмотреть ролики, почитать что и как, поскольку есть в этой истории нюансы разные - пока не попробуете не уловите смысла. Вот ресурс с толковыми советами роликами http://www.blog.shelkograf.com/ , в сети есть такой курс: Косарев И. - Технология шелкографии 2007 (самопальные уроки по шелкографии) скачать можно в торрент сетях, и т.д. Вот форум где люди более менее профессионально занимаются шелкографией - http://www.agalsea.ru/forum5/

Что для нас хорошо - нам нужно печатать только один цвет, качество для diy тоже приемлемое. Не нужны карусельные станки, не нужны супер качественные трафареты чтобы печатать растр и т.д.

Самопальный ракель-кювета. Изготоавливается из алюминиевого уголка покупается на строительном рынке или в магазине типа Оби или Леруа).
Вырезаем, гнем крепим болтами трешекой. Фотоэмульсия достаточно густая - протекать не должна.

Ракель. Ракельная резина - жесткость - 85. Держатель - из двух кусков вагонки - зажат болтами. Если денег не жалко - можно купить фирменный держатель из алюминия.

Для печати и экспонирования собрал такой стол из брусков старых петель и куска стекла. Экспонирование проводим лампой ДРЛ 400вт без колбы и галогенки 500 ватт. Лампы ставим под стол - через стекло экспонируем. около 40 минут у меня получается. Здесь надо экспериментировать...

Рамки советуют делать из алюминия. Можно заказать в специализирующихся конторах. Правда дороговато выходит. Советуют собирать из дерева - шип паз. Но у меня руки кривые - собрать ровную рамку я не смог - собрал из нее устройство для натяжения сетки, а рамки выпилил из фанеры 15мм.

Сито крепим строительным степлером. Сито - 120 номер (размер ячейки). Штука дорогая но метра (лучше когда погонными продают) хватает на пару тройку рамок.

Рамки стоит покрасить краской чтобы не расслаивались от воды и химии. Ну и если печатать будете часто - лучше заказать алюминиевую рамку.

Из неудавшейся рамки сделал устройство для натяжения сита - болты вставлены в отверстия, гайки - в поперечные отверстия. Прикладываем рамку накрываем сеткой, закрепляем сетку и натягиваем. После того как натянули - крепим сито к рамке.

Следы от крепления сита к рамке для натягивания. Я креплю в процессе натягивания сито кнопками. Края сетки потом обрезаем.

Теперь немного про химию.

Фотоэмульсия. Я использовал двухкомпонентную (какую продали). Состоит из эмульсии и сенсибилизатора. Смешиваем - получаем светочувствительную фотоэмульсию. У меня - Foteco 1010. Но сенсибилизированная эмульсия хранится не долго. Можно пробовать однокомпонентную эмульсию (уже готовую) - типа Foteco 1834.

Краска - я использовал сольвент, 572 серия финский. К краске обязательно берем замедлитель (к 572 сольвенту - 503-99033) - в процессе печати краска сохнет, забивает сито. Замедлитель не дает краске быстро сохнуть, облегчает процесс печати.

Смывки - в процессе печати иногда сито забивается засохшей краской - чистим средством типа Pregan 235S - спрей растворитель. После печати лучше мыть трафарет специальным растворителем. Но если ничего нет - можно обычный 646 или сольвентом. Правда моют плохо, краска сворачивается. Обязательно хотя бы средство типа прегана 235-го иметь, или что-то подобное, screen opener называется.

После того как трафарет не нужен больше - его регенерируют - смывают затвердевшую эмульсию. Есть специальная химия. Многие используют отбеливатель белизна - на сутки помещаем рамку в раствор белизны. Как правило все отходит нормально.

В общем если набить руку - получается весьма недурственные панели. Конечно огрехи есть - профи конечно скажут что хуже некуда, но имхо для diy вполне. Главное изготовить хороший трафарет. Напоследок несколько фото отпечатка панели для Pultec EQ:

Здесь видно что фотоформа была не качественная - тонер неплотно покрывал пленку - и часть трафарета засветилась. В результате получили трафарет нечеткий.

Ещё пара картинок (прибор в сборе).

В общем конечно грязное дело - но набить руку реально. И добиться хоршего качества. А факт самостоятельности и возможности изготовить любую панель - не может не радовать.

Надеюсь кому-то опыт будет полезен.


(18 Голоса)

Трафаретная печать – универсальный и недорогой способ печати с использованием готового шелкового трафарета. Если же ваш клиент хочет получить универсальный дизайн или просто вы сами хотите дать волю своим творческим способностям, можно попробовать самостоятельно изготовить трафарет для шелкографии. Хотя для изготовления трафарета вам может понадобиться такой специализированный инвентарь, как режущий плоттер для винила или фотоэмульсия для шелкографии, трафарет также можно вырезать и просто вручную. При наличии достаточного практического опыта как начинающие, так уже и достаточно профессиональные умельцы, могут без особого труда изготавливать трафареты из подходящих материалов.

Шаги

Изготовление трафарета вручную

    Нарисуйте или перенесите контуры рисунка на майларовую пленку или винил. После выбора подходящего дизайна перенесите соответствующее изображение на выбранный материал для изготовления шаблона. Воспользуйтесь для этого маркером с тонким стержнем, чтобы ваш узор было хорошо видно. Закрепите пленку или винил малярным скотчем, чтобы более точно нанести контуры рисунка.

    Прикрепите майларовую пленку или винил к твердому прозрачному пластику (такому, как ацетат). Это необходимый подготовительный шаг к вырезанию шаблона. Опять же, воспользуйтесь малярным скотчем, чтобы закрепить дизайн на своем месте. Расположите майларовую пленку или винил таким образом, чтобы пластик выступал за края дизайна минимум на 2,5 см.

    Вырежьте трафарет острым ножом. По аналогии с применением режущего плоттера для винила, создание трафарета вручную требует точной резки. Острым хозяйственным ножом удалите все участки майларовой пленки или винила, которые не должны мешать нанесению рисунка. Будьте очень осторожны при создании сложных дизайнов, чтобы случайно не удалить не те участки рисунка.

    • В тех местах, которые вы удалите, краска будет соприкасаться с тканью в момент печати дизайна. Помните об этом, когда будете вырезать трафарет.
    • Для облегчения работы вращайте трафарет, когда вырезаете его.
  1. Закрепите трафарет на экране для шелкографии. Равномерно нанесите трансферную пленку на тыльную сторону трафарета. Когда будете готовы, удалите подложку пленки и как можно ровнее наклейте трафарет на шелковый экран для трафаретной печати. Трафарет нужно накладывать с тыльной стороны шелкового экрана, чтобы узор не пострадал, когда будет проходить через печатный пресс.

    Загрузите файл в режущий плоттер для винила. Когда вы экспортируете свой файл в плоттер, шаблон трафарета будет готов к распечатке. Плоттер своим ножом обведет контуры рисунка и создаст для вас виниловый трафарет. В зависимости от сложности дизайна весь процесс может занять от нескольких минут до часа.

    • Плоттер прорежет контуры вашего рисунка, но не полностью. Потом вам придется самостоятельно вырезать ножом все лишние участки.
  2. Обрежьте лишние участки винилового трафарета. Острым ножом или другим специальным инструментом удалите лишние участки винила. Толщина используемого ножа зависит от сложности трафарета: чем сложнее узор, тем тоньше нож, который для этого требуется.

    • Помните, что вы изготавливаете "негатив" своего узора. Чернила пресса для трафаретной печати отпечатаются там, где отсутствуют участки винила.
  3. Создайте виниловую рамку для шелкового экрана. Отрежьте кусок винила соответствующий размеру вашего экрана для шелкографии, который станет рамкой трафарета. Острым ножом вырежьте из его середины достаточно большой прямоугольник, чтобы в него мог вместиться ваш трафарет. Наложите подготовленную рамку на сетчатый экран и закрепите малярным скотчем.

    • Расположите материалы в следующем порядке: сетчатый экран снизу, рамка по центру и трафарет сверху.
    • Убедитесь в том, что изображение трафарета полностью входит в прямоугольное отверстие рамки, прежде чем удалять подложку с трансферной пленки.
  4. Воспользуйтесь трансферной пленкой, чтобы закрепить трафарет. Максимально ровно прилепите трансферную пленку к тыльной стороне трафарета. Когда будете готовы перенести трафарет на экран для шелкографии, снимите подложку с трансферной пленки и закрепите трафарет в ранее вырезанной прямоугольной прорези. Уверенными движениями рук разгладьте трафарет, чтобы под ним не осталось воздушных пузырей.

Применение фотоэмульсии для шелкографии

    Покройте сетчатый экран для шелкографии фотоэмульсией. Фотоэмульсия представляет собой гелеподобное вещество с чувствительностью к свету. При нанесении на такие ткани, как шелк, она способна воспринимать изображения с фотобумаги и тем самым создавать трафареты. Нанесите тонкий слой эмульсии на обе стороны экрана, оставив вокруг границу около 2,5 см.

    • Покрывайте эмульсией экран для шелкографии в комнате с минимальным количеством света (либо в совсем темной комнате). Если у вас есть специальный светонепроницаемый ящик, он должен быть у вас под рукой в момент нанесения эмульсии.
  1. Поместите экран в темную комнату или в светонепроницаемый ящик. После того как покроете экран гелем, необходимо дать ему высохнуть при отсутствии освещения. Немедленно поместите его в темную комнату или в светонепроницаемый ящик, где ультрафиолет не сможет коснуться экрана. Процесс сушки займет 3–5 дней, в зависимости от размеров экрана для шелкографии.

    • Не вынимайте экран из темноты раньше 2–3 дней, так как доступ света к сырому гелю испортит его. Обратитесь к инструкции на упаковке с фотоэмульсией, чтобы узнать точное время ее высыхания.
    • Экраны для шелкографии сохнут быстрее летом, чем осенью, так как фотоэмульсионный гель лучше реагирует на тепло.
  2. Распечатайте дизайн трафарета на прозрачной пленке. После высыхания экрана необходимо распечатать дизайн будущего трафарета на прозрачной пленке для печати. Большинство принтеров совместимы с прозрачными пленками, но вам может потребоваться выставить на принтере соответствующие настройки. Обратитесь к руководству пользователя вашего принтера, чтобы получить конкретные указания.

Почему важно оптимальное время экспозиции?

Качественная трафаретная печать напрямую зависит от правильного времени экспонирования при изготовлении трафарета. 99% дефектов в готовом трафарете вызваны недоэкспонированием:

Потеря мелких деталей во время смывки

Большое количество микроотверстий (pinholes)

Преждевременное разрушение трафарета во время печати или очистки от краски

Трудная или невозможная регенерация трафарета

Что является оптимальной экспозицией?

В Обычные диазо (diazo) и диазофотополимерные (dual-cure) фотоэмульсии необходимо добавлять светочувствительный компонент -diazo sensitizer, который поглощает синий и ультрафиолетовый свет. Во время экспонирования это вещество распадается при этом трафарет "сшивается". Это происходит по всей толщине трафарета. Помните, что слой эмульсии находящийся на сетке со стороны источника света, засветится быстрее, а слою, находящемуся с другой стороны сетки требуется еще некоторое время.

В отличие от diazo эмульсий, однокомпонентные эмульсии на базе чистого фотополимера (pure-photopolymer) уже содержат поглощающие свет ингредиенты, которые и вызывают "сшивание" трафарета. Хотя такие фотоэмульсии быстрее экспонируются, чем diazo-содержащие, все равно, необходимо дополнительное время для засветки более глубоких слоев (с обратной стороны сетки).

Помните об этом всегда, так как именно недоэкспонированная эмульсия с обратной стороны сетки, снижает долговечность трафарета.

Как известно, многие специально делают недоэкспонированные трафареты, поскольку этот путь гарантирует высокую резолюцию при высокодетальной печати - это обычная практика. Этим приемом часто пользуются при неблагоприятных условиях, например, используя эмульсии с низкой резолюцией на белых сетках. Сегодня, благодаря качественным эмульсиям и окрашенной сетке можно получить трафарет с разрешением, большим, чем смогут обеспечить краски, которые будут через него печатаны. Таким образом, пока вы будете использовать высококачественные материалы в изготовлении трафарета, резолюция не будет фактором в выборе времени экспозиции.

Что оказывает влияние на оптимальную экспозицию?

Если спросите 100 трафаретчиков перечислить факторы, влияющие на время экспозиции, ответы будут практически одинаковыми. Но если вы попросите перечислить эти факторы в порядке важности, вероятно, вы получите 100 различных вариантов.

В основном, нужно учитывать шесть факторов (перечислены в порядке важности):

Интенсивность света

Расстояние от лампы до трафарета

Толщина сетки

Цвет сетки

Толщина слоя эмульсии

Тип эмульсии

Как я смогу быстро и точно определить оптимальное время экспозиции?

В то время как существуют несколько способов для определения экспозиции (в том числе и "по изменению цвета"), появился новый метод, который отсекает долгие и менее точные способы. Измеряя интенсивность излучения в узком спектральном диапазоне (актиничный свет), к которому фотоэмульсии наиболее чувствительны, можно предсказать, какая будет требуемая выдержка.

Устройство, использующееся в этом методе - цифровой радиометр. Производители светочувствительных материалов, на основе проведенных испытаний, предоставляют данные, об уровне излучения необходимом для правильной экспозиции.

Выгоды от вторичной экспозиции трафарета (пост-экспозиция).

Пост-экспозиция может быть полезной техникой для увеличения стойкости трафарета. Преимущества, полученные от этого способа, зависят от типа эмульсии.

Диазо (diazo) эмульсии.

Когда диазо эмульсия недоэкспонирована, проявленный и высушенный трафарет сохраняет желтоватый оттенок от неиспользованного диазо-сенситайзера (на этом основан способ определения экспозиции "по изменению цвета"). Этот, частично экспонированный диазо не вымывается из трафарета во время проявки, поскольку уже связан с полимеризованными участками. После сушки, можно дополнительно экспонировать трафарет, при этом диазо обесцветится, улучшается "сшивка" и улучшается стойкость к растворителям и воде. Однако следует помнить, что в зависимости от начальной степени недоэкспонирования, трафарет, хотя и будет химически "сшит" может не быть прочным, и могут появиться микроотверстия в отличие от трафарета, который сразу правильно экспонирован. Нет абсолютно никакого смысла в пост-экспонировании правильно засвеченного трафарета, так как весь diazo уже использован.

Диазофотополимерные (dual-cure) эмульсии.

При недоэкспозиции, ситуация такая же как и с diazo эмульсиями, то есть пост-экспозиция позволит "сшить" трафарет и улучшить стойкость к растворителям и воде. Однако, разница заключается в том, что даже правильно экспонированная dual-cure эмульсия может получить выгоду от пост-экспозиции. Причина - вторая (дополнительная) система "сшивания", которая делает эмульсию "двойной" и полимеризация продолжается даже после того, как весь diazo использован. Это обычно улучшает только стойкость к растворителям и может облегчать регенерацию трафарета.

Фотополимерные эмульсии (однокомпонентные)

Такие фотоэмульсии получают наибольшую пользу от пост-экспозиции. В отличие от диазо, который может быть использован на все 100% при достаточно долгой засветке, молекулы фотополимера могут оказаться очень "упрямы". Только часть их вступает в реакцию очень быстро, и отвечают за короткое время экспозиции фотополимерных эмульсий. Остальная часть молекул остается невыровненными и "сшиваются" с трудом. В этом случае, увеличение времени экспозиции ухудшит резолюцию и детализацию, при некотором улучшении стойкости. Однако, потенциал неиспользованного фотополимера может быть использован с помощью пост-экспозиции, так как во время проявки (смывки) при увлажнении трафарета некоторые из непрореагирующих молекул выравниваются и становятся доступны для "сшивания" при пост-экспозиции. Таким образом, улучшается стойкость к растворителям и воде.

По материалам SAATI Americas