АЛАН КАЙСЕН КРЫСТАШЕК родился во Франции в 1952 г. Его отец был поляком, и семь лет своего детства Алан провел в Польше. После годового пребывания в Китае в монастыре Тчань, в 1968 г. в Париже он встречается с японским мастером Тайсеном Деcимару и в 1979 г. получает от него посвящение в монахи и имя Сандо-Кайсен.
2017
Пер. с польского: А.Рымарь
Редакторы: О.Круковская, А.Рымарь, А.Лебедев, А.Чубатов
Мягкая обложка с клапанами
176 стр. (ил).
Тираж 1200 экз.
Сущность практики дзэн - это дзадзэн, медитация, тысячелетиями передаваемая от мастера к ученику. Книга, которую вы держите в руках, - детальное введение в эту медитацию. Мастер Кайсен, ученик мастера Тайсэна Дэсимару, доходчиво объясняет основы практики. Коротко разъяснены основные положения учения Будды, буддизма Махаяны и школы дзэн, а также даны предельно конкретные указания о позиции тела, правильном способе дыхания и правильном состоянии ума в медитации.
Несколько слов о буддизме
Жизнь Будды
Четыре благородные истины
Страдание
Возникновение страдания
Прекращение страдания
Чистый дзадзэн
Передача через практику «Просто сидения»
Не-медитация
Дзадзэн и состояние ума
Послесловие
Человек и XXI век
Дзэн - это не что иное, как практика дзадзэн. Если дзэн практикуется в области таких искусств, как будо, икебана, бонсай, живопись или поэзия, - это путь искусства.
Дзадзэн не является искусством сидения. Он является дхармой покоя и счастья, практикой реализации совершенного просветления. Сидеть в неподвижности как гора. Напрямую постичь сущность Вселенной. Это дзадзэн, о котором я говорю.
Мой учитель Тайсэн Дэсимару сказал: «Дзадзэн - это взрослая, зрелая форма нашей жизни». Дзадзэн - это не метод достижения чего-либо и не упражнение, что-либо преобразующее. Так как термин «медитация» включает в себя акт мышления, можно сказать, что дзадзэн - это медитация без предмета.
Практика медитации лежит у истока всех великих религий.
Я буду говорить о трёх важнейших пунктах дзадзэн:
Медитация может быть бесценным средством для снятия стресса. Если вы испытываете напряжение и беспокойство по тем или иным причинам, поэкспериментируйте с разными техниками медитации. Дзадзэн - это вид медитации присущий только дзэн-буддизму . Он включает в себя концентрацию на дыхании и настоящем моменте. Для начала найдите удобное место и комфортное для себя положение. Начните с коротких сеансов с концентрацией на дыхании. Со временем разработайте подходящий для себя режим. Первое время медитация может даваться с трудом, так как умение освобождать ум приходит с практикой, но, в конце концов, вы найдете алгоритм, который будет оказывать на вас положительный эффект.
Создайте умиротворяющую обстановку, где можно расположиться. Важно медитировать в умиротворяющем месте без отвлекающих факторов. Найдите в своем доме относительно тихое место и примите меры для создания расслабляющей обстановки. Это во многом зависит от ваших личных предпочтений. Некоторые люди любят создавать алтарь, используя такие предметы, как ракушки, камни или цветы. Другим нравится зажигать свечи. Подберите предметы, которые вас умиротворяют, чтобы организовать подходящее место для медитации.
Примите устойчивое положение. Буквальный перевод дзадзэн - «сидячая медитация». То, как вы сидите, очень важно. А самое главное - продолжать чувствовать себя комфортно и держать спину прямо. Если вам нужно, например, скрестить ноги или использовать подушки, чтобы подпереть спину, сделайте это.
Расположите голову в удобной позиции. Положение головы важно для дзэн-медитации, так как крайне необходимо не делать ничего, что напрягает тело. Держите голову в положении, которое кажется вам естественным и не напрягает шею. В идеале позвоночник должен быть наравне с шеей. Представьте себе прямую линию, идущую вверх по позвоночнику. Подвигайте шеей так, чтобы эта воображаемая линия продолжала ее пересекать.
Расслабьте челюсть и мышцы лица. Прежде чем начать медитировать, задержитесь на мгновение и прочувствуйте, не напрягаются ли мышцы лица.и челюсть. Возможно, вы не заметите напряжения в этой области до тех пор, пока не обратите на нее особое внимание. Постарайтесь расслабить челюсть и мышцы лица в целом перед тем, как начать медитацию.
Сконцентрируйтесь на дыхании. Когда начнете медитировать, максимально следите за дыханием. Обращайте внимание на естественный ритм вдохов и выдохов, звук дыхания, а также на теплые и холодные ощущения, создаваемые воздухом, проходящим через легкие. Старайтесь максимально концентрироваться на своем дыхании на протяжении сеанса медитации.
Решите, что делать с глазами. Можно держать их открытыми, наполовину или полностью закрытыми. Некоторым людям помогает фокусировать взгляд на одной точке в комнате. Другие предпочитают закрывать глаза. Это вопрос личных предпочтений. Решите, что делать со своими глазами, основываясь на том, что кажется вам наиболее естественным и умиротворяющим.
Перенаправляйте разум, когда он блуждает. В тишите разум естественным образом может начать блуждать. Когда вы впервые начнете медитировать, вероятно, вы обнаружите, что думаете о других вещах. Скорее всего, вы начнете думать о делах, которые вам нужно выполнить, или о вещах, которые произошли ранее в тот же день. Почувствовав, что это происходит, спокойно, без напряжения перенаправьте мысли на дыхание. Настройтесь на естественные приливы и отливы дыхания и на ощущения, которые они создают.
Начните с двухминутной медитации. Дзэн-медитация требует некоторых усилий. Если вы попытаетесь медитировать слишком долго на самом раннем этапе, вероятно, вы обнаружите, что у вас не получается концентрироваться на дыхании. Начните всего лишь с двухминутной медитации за раз. Как только вам станет комфортнее медитировать, можно увеличить это время.
Философия дзадзен
Дзадзен – это один из ведущих методов медитации, практикуемых в буддизме. Как и все медитативные техники, она направлена на достижение гармонии. Основной ее целью является так называемое «успокоение тела».
Философская основа дзадзен – понимание принципов существования и достижение через медитацию просветления. Философия дзадзен позволяет заново открыть себя, посмотреть на свои ощущения с другой стороны.
Во время медитации поток сознания приостанавливается, теряются ощущения времени и пространства, под которыми скрывается бытие. Так достигаются тишина и спокойствие, сфера безмятежности, достижение и познание которой – философская задача дзен.
Техника медитаций дзадзен проста и эффективна, подтверждением этому служат множество японских монахов, практикующих эту медитацию в своих храмах в качестве единственной практики.
Вы можете воспользоваться полезным порталом https://damvb.org , где размещаются бесплатные объявления на данную тематику. Достаточно лишь указать информацию о себе, написать о сумме, которая потребовалась, и оставить контактные данные. Большим спросом пользуются микрофинансовые организации, где можно заключить выгодную и удобную сделку. Но для этого потребуется изучить рейтинг самых популярных и надежных, а также узнать больше об условиях сотрудничества.
Традиции дзадзен
Дзадзен – это традиционная сидячая японской школы сото. Она практикуется в специально подготовленных помещениях храмов – дзендо. Ее также используют в комплексе с медитацией кинхин – медитативной прогулкой.
Сеанс и завершение дзадзена обозначают ударами в колокол, три удара в начале и один удар в конце. Начинается медитация с традиционного приветствия гассе – ритуального поклона учеников и мастера.
В Японии залы для проведения медитации оборудованы специальными соломенными матами, на которые помещаются подушки для медитаций дзабутон.
Существуют следующие традиционные позиции для дзадзен:
Во время медитации используется правильный брюшной тип дыхания, называемый хара. Практикующий держит спину ровно, так, чтобы позвоночник был прямым, а уши и плечи находились параллельно друг другу – это один из главных принципов выполнения дзадзен.
Положение рук называется космической мудрой, они сложены на линии пояса в красивый овал, ладонь правой руки находится под левой ладонью, а большие пальцы слегка соприкасаются, как будто в них вложен лист тонкой бумаги.
Современная практика дзадзен
На сегодняшний день многие медитативные практики уверенно вошли в жизнь европейского человека. Они стали модными и популярными атрибутами для многих людей. Для других – медитативные практики стали путем самопознания и самосовершенствования.
Дзадзен не стала исключением. Большое количество людей по всему миру практикует эту технику медитаций вдали от японских храмов, в специальных залах для йоги или у себя дома.
Европейская техника медитации сильно отличается от традиционной, так как она приспособлена к условиям жизни современного человека. Для нее часто используют стулья и небольшие подушечки под спину, которые позволяют держать позвоночник ровным на протяжении всей практики, не создавая при этом отвлекающего от медитации дискомфорта.
Дзадзен в домашних условиях
Для того чтобы практиковать дзадзен в домашних условиях, вам понадобится немного свободного времени и пространства.
Медитация дзадзен – это отличный способ отвлечься от ежедневной суеты и сконцентрировать внимание на своих чувствах и ощущениях, она приносит гармонию и спокойствие.
Сидение Будды – это позиция незаинтересованного сидения, ранее называвшаяся Дхьяна, Чань, затем Дзен. В западной версии Дзен, которую мы практикуем, все японские слова преднамеренно опущены, чтобы дать место европейскому словарю, более понятному и адаптированному к нашему времени.
Когда японские монахи принесли Чань из Китая, они назвали его Дзен, а позиция Будды стала дзадзен.
Монах Сандо Кайсен Крысташек решил отсечь японскую традицию, слишком ритуализированную и формализованную, и сохранить только сущность учения Будды: Сидение Будды. Он передает учение своего мастера Мокудо Тайсэна Дэсимару больше 25 лет в Польше, Чешской республике, Словакии, Украине и России до самого Владивостока рядом с Японией.
Отныне Сидение Будды будет расти под новым именем, чтобы расцвести в будущем. С его помощью будет в точности передаваться сущность учения Патриархов.
Также Сикантадза мастера Нёдзё, в переводе означающая «только сидеть», заменяется «незаинтересованной позицией». Сутры и тексты читаются и исполняются на родных языках каждой страны, а не на японском или санскрите.
«Сидение Будды» – это то, что позволяет исчезнуть телу и уму.
«В реальности не пытайтесь ждать ничего, кроме того, что есть.
Пробуждение означает: пробудиться к тому, что мы глубоко заблудились.
В прошлом не было иллюзии, таким образом, в настоящем нет пробуждения.»
Практика дзадзен – это секрет дзен.
Сердце дзен – это дзадзен.
Несмотря на то, что сегодня буддизм приобрел самые разные формы, поза, в которой Будда достиг понимания истинной природы ума, остается неизменной. Она передавалась через семь поколений в Индии, семь поколений в Китае и семь поколений в Японии, затем была принесена в Европу. Благодаря способу передачи учения, основанному не на чтении текстов, а на взаимном обмене между учеником и мастером, эта позиция сохранилась в изначальном виде.
«Истинный Дзадзен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то особое состояние, это нормальное состояние человеческого существа: молчаливое и спокойное, без возбуждения. Дзадзен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В дзадзен нет цели, нет стремления что-либо получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу».
Тайсэн Дэсимару Роси
Практикуя, не стремитесь чего-либо достичь. Без цели, только концентрируйтесь на позиции дзадзен, на дыхании и состоянии ума.
Сидя на дзафу (традиционная круглая подушка), мы скрещиваем ноги в позе лотоса или полулотоса, или складываем под собой в позиции сэйдза (позиция на коленях). Колени должны касаться пола, создавая, вместе с ягодицами на дзафу, стабильную позицию из трех точек опоры.
Колени упираются в пол, ступня левой ноги располагается на правом бедре, ступня правой ноги – на левом бедре. Ступни развернуты подошвами вверх.
Упрощённая поза, на бедре находится лишь одна стопа, голень второй ноги лежит на полу. Можно еще больше упростить позицию и класть ногу не на бедро, а на икру или на пол (бирманская позиция). Можно менять ноги местами.
Таз наклонен вперед, так, чтобы живот отвисал естественным образом. Не должно быть ничего, что бы пережимало живот, как, например, пояс или узкие штаны.
Позвоночник прогнут в нижней поясничной области, а макушка тянется к небу. Голова перпендикулярна полу, задняя часть шеи расслаблена и выпрямлена. Нос находится в одной плоскости с пупком. Уши – в одной плоскости с плечами. Плечи расслаблены и опущены, живот тоже расслаблен.
Рот закрыт – дышим через нос – челюсти расслаблены. Кончик языка покоится у верхнего неба, у передних зубов. Глаза открыты и опущены под углом 45 градусов. Взгляд неподвижен, спокоен, но ни на чем не сфокусирован.
Предплечья покоятся на бедрах у низа живота, ладони развернуты кверху. Пальцы левой руки лежат на пальцах правой, большие пальцы соприкасаются кончиками. Ладони как будто держат большое яйцо. Внутренние ребра ладоней слегка касаются живота в области 3-4 см ниже пупка. Обычно для этого под ладони нужно что-то подложить. Руки не должны быть напряжены, не должны ни висеть в воздухе, ни падать вниз, оттягивая за собой плечи.
Когда вы обрели стабильное вертикальное положение, начинайте дышать медленно и глубоко. Ваша позиция вертикальна и уравновешена. Сохраняйте ее в течение всего дзадзен, не двигаясь.
«Дзадзен означает прикоснуться к космосу через единое тело, через наше тело. Все существующее и я – единое тело».
«Дзадзен, о котором я говорю, это не искусство медитации. Это не что иное, как путь к покою и счастью, практика-реализация совершенного Пробуждения. Когда сможешь постичь ее сердце, станешь подобен дракону, входящему в воду, и тигру, входящему в горы».
Мастер Догэн, Фукандзадзэнги
Дыхание в дзадзен имеет решающее значение. Прежде всего, необходимо установить медленный, сильный и естественный ритм.
Концентрируйтесь в первую очередь на выдохе, который должен быть спокойным, долгим и глубоким. Во время выдоха оказывайте свободное, расслабленное, расширяющееся вниз давление на нижние внутренние органы, не втягивая живота. Вдох должен быть естественным, автоматическим, спонтанным. Когда легкие почти пусты, они быстро вновь наполняются воздухом.
Концентрация на выдохе создает огромную энергию в нижней части живота. Энергетический центр тела находится не в голове и не в верхней части тела, а в основных группах нервов, расположенных в районе от солнечного сплетения до низа живота. Все боевые искусства традиционно основываются на таком дыхании. Сильные действия тела-ума происходят во время выдоха. Во время вдоха человек особенно слаб и уязвим.
Воздух содержит энергию вселенской жизненной силы и его получают наши легкие и каждая клеточка нашего тела. Обычно мы дышим около 15 раз в минуту, поверхностно, используя только малую часть возможностей наших легких. Глубокое полное дыхание дзен захватывает не только уровень грудной клетки и диафрагмы, но влияет и на органы низа живота, хорошо массируя внутренние органы и стимулируя циркуляцию крови и других жидкостей в теле.
В процессе регулярной практики дзадзен такое дыхание понемногу становится привычным в повседневной жизни и во сне. Чем восприимчивей вы становитесь к вселенской жизненной силе посредством дыхания дзен в дзадзен, тем больше возрастает ваша энергия.
Правильное состояние ума приходит естественным образом из глубокой концентрации на теле и дыхании во время дзадзен.
Во время дзадзен сознательный поток мыслей от коры головного мозга существенно сокращается и мыслящий мозг успокаивается. Кровь проходит к более глубоким слоям мозга, таламусу и гипоталамусу, и этот тело-мозг становится более активен и развит. Когда глубинный мозг становится более активным, нервная система расслабляется. Будучи восприимчивыми и внимательными в каждой клеточке своего тела, вы учитесь думать телом, неосознанно.
Во время дзадзен мысли, сознательные и подсознательные, естественно и постоянно поднимаются на поверхность нашего ума. Не пытайтесь это пресекать. Но в то же время не вовлекайтесь в процесс мышления и не позволяйте мыслям уводить вас от концентрации на позе и дыхании. Просто позвольте мыслям проплывать, как облакам в небе, не сопротивляясь им и не привязываясь к ним. Тени проходят и растворяются. Образы поднимаются из подсознания и исчезают.
Мозг становится глубоко спокойным. Мы приходим к глубокому бессознательному, за пределами мышления, к сознанию хисирё, истинной чистоте.
(Текст составлен на основе цитат из книги Сандо Кайсена “Дзадзен-Сатори”)
Дзен - одна из центральных школ восточноазиатского буддизма. В её основе лежит учение о просветлении и мистическом созерцании, сердцем которого является медитативная практика - дзадзен. Изначально эта техника была присуща крупнейшей японской школе сото. Но благодаря неиссякаемому потенциалу сегодня она используется и другими школами. Дзен медитация - это особое состояние человека. При умелом практиковании полностью отключается сознание, останавливаются все психические и физиологические процессы в организме. Нейтрализуется пагубное воздействие стресса на психику, улучшается самочувствие как физическое, так и духовное.
Человеческий мозг постоянно находится в одном из 4 режимов работы.
Поиск оптимального состояния - суть практикования дзадзен. Именно альфа-частота открывает человеку врата и ума, и подсознания одновременно. Регулярное выполнение дзен делает альфа-частоту привычной и ежеминутно необходимой. Жизнь, протекающая в этом режиме, устанавливает контакт души с телом. Организм приобретает способность к самовосстановлению без помощи каких-либо химических препаратов. Внешний и внутренний миры приходят к общему балансу. Первыми результатами дзен медитации являются ощущение гармонии, и всестороннее умиротворение.
Дзен медитация проводится в неподвижном сидячем положении. Она может длиться от нескольких мгновений до 40 минут. Секундомер или благовонные палочки помогают не думать о времени и не отсчитывать его самостоятельно. Одежда должна быть свободной. Практикующему лучше сидеть на одной или двух подушках, чтобы чувствовать себя комфортно.
Видео по технике выполнения
Все медитативные практики ориентированы на достижение прозрения через концентрацию на отдельно взятом объекте и проникновение в его сущность. Отличительная же черта дзадзен - максимальное успокоение разума и тела, существование вне времени и пространства. Дзен призвана наиболее эффективной из всех техник. Многие мастера искусств Японии перед началом творческого процесса исполняют дзадзен, чтобы перейти в состояние сбалансированного интеллекта.
Однако на первых этапах практикования дзадзен в ряде случаев возникает обратный эффект. Сознание, подвергающееся подавлению, напротив, реагирует ещё более интенсивным выплеском эмоций. Активная борьба с наступившей эмоциональной бурей лишена смысла. Наоборот, нужно дать ей возможность исчерпать себя. Она исчезнет, если не обращать на неё внимание. Тогда можно продолжить путь к окончательному освобождению сознания.
Во время длительной практики дзен разрешается совершать равномерную ходьбу. Она может быть и быстрой, и не очень. При этом следует покрывать ладонью кулак. Существуют различные мнения по поводу того, какая из рук должна быть сверху. Нарушение статичности не является прерыванием дзадзен. Чередования неподвижности и перемещения предпринимаются, чтобы добиться идентичной степени концентрации в любом положении. В отличие от других техник дзен не интересуется процессом вдоха и выдоха. Она ищет тайны Вселенной в неуловимых мгновениях между ними. В этом и кроится непостижимый секрет дзадзен.
Дзадзен - самая распространённая медитативная техника в мире. Погрузившись в неё, человек приобретает высокую концентрацию и целенаправленность. Раскрывает широкие возможности для самосовершенствования, тем самым активизируя в себе дополнительные силы. Наряду с душевным спокойствием, радостью и состраданием он улучшает здоровье и укрепляет волю. Память находит и использует все потаённые ресурсы. Зарегистрированы неединичные свидетельства и о нормализации веса вследствие гармоничного сосуществования с окружающей средой.
Начиная с мышечной релаксации, практикующий сосредотачивается на дыхании и своей умственной деятельности. При этом не старается влиять на них, принимая позицию стороннего наблюдателя. Постепенно внутреннее «я» теряет рамки и наступает его глубинное очищение. Владение дзадзен приходит естественным путём к тем, кто бережно и последовательно практикует её. Дарует жизнь, наполненную светом, энергией и любовью.