Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Законы диалектики. Основные законы диалектики Список использованных источников

Законы диалектики. Основные законы диалектики Список использованных источников

Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

Переход количества в качество;

Отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;


Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основные законы диалектики

1. Основные законы диалектики

1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

1.3 Закон отрицания отрицания

Список использованных источников


1. Основные законы диалектики

1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.

В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.

Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д. Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его фрагменты характеризуются единством относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением74. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов»75. Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»76). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.

Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно к социальной жизни в современном переходном состоянии общества в СНГ напрашивается сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами капитализма. Появляются страны, в которых существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).

В общественной жизни переходные состояния объективны. Вместе с тем здесь велика роль субъективного фактора, ибо выбор вариантов и форм переходов в значительной степени зависит от интересов и энергии социальных и этнических общностей, политических партий.

Механизм бифуркаций делает понятным, «как может чисто количественный рост приводить к качественно новому выбору»77. В первом приближении в одном из аспектов закон взаимного перехода количественных и качественных изменений с позиций синергетики может быть выражен в законе бифуркаций. Корреляции способны возникать спонтанно в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой.

Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Примеры скачков: образование звезд и планет, появление жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов цивилизаций и формаций, социальные революции. Скачки осуществляются как в форме «взрыва», так и растянуто во времени. Применительно к обществу формируется взгляд, что прогрессивная эволюция, замедленная или ускоренная в зависимости от обстоятельств, без внешнего насилия, составляет ведущую тенденцию развития. Но в целом развитие сущего носит эволюционно-скачкообразный характер.

Итак, рассматриваемый закон диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX - начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая - кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими - за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности - единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

1.3 Закон отрицания отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Ряд философских направлений упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Метафизическое отрицание признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени как реальная практика в обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного искусства был характерен культ человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает духовное начало в человеке. Искусство эпохи Возрождения восстанавливает античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в обогащенной форме, учитывающей и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-" мы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.

С позиций синергетики закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе чередования порядка и хаоса. Когда структура того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределенность и возрастает уровень организации объекта.

В синергетике порядок и беспорядок - две стороны одного и того же мира, причем беспорядок выступает как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее точке может возникнуть нечто новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. В социуме бифуркационный скачок может направить систему в любом направлении. Поэтому возрастает значение ответственного и обоснованного выбора людьми своих действий, так как в современном обществе малые воздействия на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе. Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.

Исходя из теорий цивилизационных кризисов П.А. Сорокина, экономических циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой культуры О. Шпенглера и А. Тойнби, кризис стал интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма проявления самого этого развития, различные фазы которого выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые люди и новые корпорации), что порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах иного структурирования общества.

Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

закон диалектика развитие противоположность


Список использованных источников

1. Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список используемой литературы

1. Предтеченский В. В.Биография науки диалектики. Самиздат, 2005. - 86 с.

2. Большая советская энциклопедия

3. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

4. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",Москва, "Мысль", 1987 г.

5. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.

6. Википедия

7. Философия «Курс лекций»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2013

    Понятие, развитие и систематизация диалектики. Идеи диалектики Гегеля и диалектического материализма. Сущность закона отрицания отрицания (закона диалектического синтеза), его мировоззренческое и методологическое значение, противоречивые толкования.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Диалектические противоположности. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Закон перехода количественных изменений в качественные. "Отрицание отрицания". Цикличность и поступательность изменений.

    реферат , добавлен 10.03.2002

    Законы диалектики и их место в методологии познания. Исследование законов диалектики, изучение исторических форм диалектики и альтернатив. Законы диалектики и их характеристика. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2009

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.