Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Демокрит его открытия. Краткая биография демокрита и его открытия

Демокрит его открытия. Краткая биография демокрита и его открытия

Демокрит - известная личность античных времен. Благодаря своей особенной наблюдательности он прославился, как философ, ученый и основатель атомизма. Согласно преданиям, Демокрит отличался от народа глубокой мудростью и широкими познаниями. Именно этот человек первым догадался о существовании мира без конца и края, доказал, что вселенная - это концентрация мельчайших частичек, которые и создают нашу планету. Биография, основные идеи Демокрита будут представлены вашему вниманию в статье.

Молодые годы будущего мудреца

Родина Демокрита - греческий город Абдере, получивший название на те времена «поселение глупцов». Семья философа была известной и богатой в своем городке, что позволило юному открывателю получить хорошее образование и воспитание. Персидские мудрецы и настоящий учитель философской школы Левкипп дали толчок в развитии мышления юноши и его будущему учению - атомизму.

После смерти отца, получив наследство, Демокрит отправляется в путешествие. Будучи целеустремленным юношей, он посещает Вавилон, Египет и другие города Древнего Востока, где встречается с мыслителями и магами. Общаясь с новыми людьми различных культур и миров, приобретая знания и опыт, мудрец «складывает» картину, создавая при этом свою систему философии.

Итоги скитаний по свету

Восемь лет странствий по миру дали свой результат. По теории Демокрита все, что происходит вокруг, - это движение атомов. Мелкие частицы по своему виду неоднородны, и, находясь в пространстве, они создают материальный мир. Будущий философ очень рано определил себя, как мудрую и рассудительную персону, выбрав путь человека со знаниями.

Как рассказывает биография Демокрита (краткое содержание его идей читайте далее), вернувшись из путешествия на Родину, основатель учения атомизма не привез никаких материальных ценностей. По мнению местных жителей городка, странник совершенно обеднел, растратив свое наследство. По этой причине было заведено дело в суде. По тем временам пустая трата наследства считалось тяжелым преступлением. Гражданский представитель рассказывал судье, что отец Демокрита оставил своим сыновьям свое состояние в надежде, что дети найдут способы увеличить его в несколько раз. Однако философ отказался от землевладения и скотоводства в пользу денежных знаков. Хоть деньги и были меньшей долей богатства, их расточительство ушло на обычные путешествия. Согласно Закону, гражданин, растративший наследство по пустякам, должен быть изгнан из страны и погребен в другой местности.

Как утверждает биография философа Демокрита, когда суд готов был выслушать сторону «неблагодарного сына», он не стал оправдываться. Он лишь твердил о своих мыслях и наблюдениях. Юноша доказывал, что деньги, израсходованные на путешествия, были вложены в учебу, чтобы познать житейскую мудрость других народов, их обычаи и науку. К тому же, он был первым, кто объездил столько земли, подробно исследуя ее и борясь знаниями с другими мудрецами. Для большего доказательства Демокрит зачитал в зале суда свое произведение о создании и строении мира, его вещей.

Новый взгляд

Выслушав обвиняемого, греческий народ был ошеломлен. Абдеритяне осознали истину - перед ними настоящий философ и мудрец. Обвинения и претензии безоговорочно были сняты, а новое творение оценено в значительно большую сумму, чем потраченное за восемь лет богатство. К тому же, Демокрита восславляли медными статуями и дали почтенное второе имя - Мудрость.

Насколько правдиво данное предание, неизвестно, но активное участие мудреца в жизни горожан и его почтение свидетельствует греческая серебряная монета с гербом и именной надписью.

Смех без причины

Поведение известной личности порой было диковинным. Городская суета сильно утомляла ученого. Как только Демокрит (краткая биография и его открытия - в статье) чувствовал, что вот-вот сойдет с ума, он быстро собирался и уезжал из города. Некоторые жители видели его на кладбище, где также он восстанавливался и погружался в свои мысли. Такие манеры и нравы пугали жителей - они считали его умалишенным.

В народе Демокриту дали еще одно интересное прозвище - Смеющийся. Горожан зачастую беспокоило состояние ученого, которое выражалось в странном поведении. Вникая в свои идеи и знания, он «отключался» от реального мира, забывал об окружающих и обстановке. Казалось бы, в этом нет ничего странного, но мыслительные процессы вдруг сопровождались истерическим смехом.

Желая устранить тревогу среди населения, жители Абдере пригласили Гиппократа на помощь. Однако освидетельствование философа не поставило на Демокрите клеймо «безумец». После продолжительной беседы между мужчинами и в результате своих наблюдений Гиппократ осознал, что перед ним гениальная личность, погрузившаяся в процесс научных исследований. Зачастую смех известной личности был вызван действием людей. По его мнению, они занимались совершенно несерьезными и бесполезными делами слишком ответственно. Сам мудрец считал, что нет ничего серьезнее, чем познание мира и занятия наукой.

«Темные пятна» старости

Имел ли семью Демокрит? Биография и личная жизнь ученого были детально изучены, и на этот вопрос есть ответ. Он никогда не был женат и не имел детей, так как считал, что это все помешает его умственной работе. О старости и смерти основателя атомизма бродят разные сказания и легенды. Известно, что Демокрит в конце жизни лишился зрения. По некоторым преданиям, возможно, беда произошла по вине самого философа. Он выжег себе глаза путем направления солнечного луча в вогнутое зеркало. Сделано это было в здравом уме, чтобы дневной свет не смог затмить остроту его мудрости и ума.

Самое интересное в биографии Демокрита то, что по одной из версий старик ослепил себя специально, чтобы не соблазнится, глядя на женщин. Огромное вожделение женского тела сбивало его с правильных и грамотных мыслей. И это в 90 лет! Но, со временем, эта версия была опровергнута.

Смерть ученого наступила на 107 году жизни. Вероятно, пожилой мужчина имел возможность отдалить минуты кончины, вдыхая «ароматы» теплых бутылок.

За невероятно долгую жизнь было написано множество работ по точным наукам, философии и медицине. Книга «О земледелии» содержит ценные советы о сельском хозяйстве. Немало рекомендаций было выделено и садоводству, в особенности о виноградниках.

Меткие высказывания и мысли

Демокрит полностью посвятил себя познанию Вселенной. Свою молодость философ провел в путешествиях, ища познание и опыт в Персии, Вавилоне, а другую часть жизни оставил на научные занятия.

Ученый дал четкое различие телесным благам и душевным удовольствиям, которые считал божественными. По его мнению, не деньги делают человеческую душу счастливой, а истина и мудрость. Если в красивом теле нет ума и разумности, то это нечто скотоподобное. Гармония духа, смиренность, невозмутимость - качества, которыми должен обладать человек, когда речь заходит о высшем благе. Однако такие черты не свойственны каждой личности. Разум и искусство не могут быть достигнуты, если этому не учиться.

Поучительная деятельность и ее результаты - сочинения

Биография Демокрита содержит сведения, что по возвращению в родной город Абдере он увлекся философией, став местным преподавателем. Ученый был очень популярным среди жителей, его заслуги восславлялись. Кроме того, если верить летописям, основатель атомизма был еще и гениальным оратором. Занимаясь науками, Демокрит много времени уделял и красноречию, создав в скором времени специальное руководство по умению убедительно и красиво говорить.

Во время своих преподаваний философ большие усилия прилагал созданию собственных сочинений. Сколько работ было написано, точно не известно. Но Диоген Лаэртский пытался собрать все его труды. В целом сборник творений насчитывал более 70 сочинений. Наиболее популярные и известные из них - «О логике, или Мерило» и «Великий диакосмос».

Ключевые положения атомизма

В отношении мира Демокрит, краткая биография и философия которого по сегодняшний день интересны современникам, различал две стороны явлений:

  • материи в организме - образы, движения, масса;
  • органы чувств - обоняние, звук, свет.

Несмотря на совершенно разные виды свойств, они проявляются в результате движения атомов. Основная идея мыслителя - соединение атомов приводит к возникновению явления, а их разъединение к его исчезновению. Как итог взаимодействия атомов - разнообразие созданного мира, где центром является неподвижная цилиндрическая земля, окруженная скоплением воздуха. Именно в этом пространстве происходит движение различных небесных раскаленных тел. Вещества также состоят из мельчайших частиц, а ушли в высоту благодаря круговым движениям.

Еще один интересный факт, по мнению философа: все вещи мира пропитаны атомами огня. Они представляют собой круглые и гладкие мельчайшие частицы, которые придают жизнь вселенной. Особенно много их, как ни странно, в человеческом организме.

Сущность человека

Научные труды Демокрита гласят, что именно человек был основным объектом исследования древнегреческого ученого. Он искал доказательство того, что весь наш организм - целесообразное устройство. За мышление отвечает головной мозг, за чувства - сердце, а в целом тело человека - это сосуд души. Самая важная задача каждого существа - стремление в развитии своего душевного состояния.

Какими бы ни были обстоятельства, важно сохранять душевное равновесие и спокойствие. Умственное познание, воздержанность и чистота мыслей входит в основу нравственной философии мыслителя. Только так можно познать истинное знание и найти правильный жизненный ход и счастье.

Божественная сила в учениях Демокрита

По результатам философских трудов можно сделать вывод, что богам не место в мире. Атомизм категорически опровергал существование потусторонней силы. Ученый был уверен, что народ сам придумал себе мифические образы и поклоняется им.

Согласно его рассуждениям, божество - это силы человеческого мышления и природы. Мифические воплощения, созданные религией по, возможно, вымышленным наблюдениям, смертные существа.

Источник спокойствия души

Чем больше люди замкнуты и сосредоточены на себе, тем более они счастливые. Для собственного выражения мыслей Демокрит ввел в русскую речь новые слова «благосостояние», «бесстрашие», «гармония» и другие. Благодушие - главный термин этики древнегреческого философа. Ему даже ученый посвятил отдельную книгу, в которой акцент делался на ограничение телесных удовольствий во имя разума и контроля. Мыслитель был уверен, что благодушие возникает только тогда, когда начинается размеренная жизнь и умеренность в потребностях. Демокрит научился радоваться тому, что у него есть и не завидовать богатым и известным личностям.

Организм человека, по мнению мудреца, подобен космосу, а его душа - атом. Подвижность мелких круглых частиц приводит к движению самой души. Этот факт заставлял представлять ее в виде округленных огненных атомов. Когда человек осуществляет вдох, то вместе с кислородом в организм попадают новые огненные частицы, приходящие на смену потраченных. Именно этот фактор и прекращает жизнедеятельность организма, приводя его к смерти.

Насколько были удивительны и многогранны интересы Демокрита! Нет той области знаний, которую бы не затронул ученый.

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы , которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.

Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».

По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах - эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение – Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый последовательный материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Еще античные исследователи не могли прийти к единому мнению, когда же точно родился Демокрит. Считается, что произошло это примерно около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что отец Демокрита получил в подарок от персидского царя Ксеркса за проявленное гостеприимство и радушие (через Фракию проходило его войско, и отец будущего философа якобы накормил воинов обедом) неких халдеев и магов. Демокрит, согласно легенде, был их учеником.

Неизвестно, исчерпывалось ли этим его образование, но багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий, которые, в свою очередь, стали возможными благодаря получению богатого наследства после смерти отца. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа , вполне вероятно, встречался с Анаксагором.

В родном городе Демокрита растрата родительского наследства считалась преступлением и наказывалась судом. Рассматривалось на судебном заседании и дело философа. Легенда гласит, что в качестве защитной речи Демокрит прочитал несколько отрывков из «Великого миростроя», своего сочинения, после чего сограждане вынесли оправдательный вердикт, тем самым признавая, что он нашел отцовским деньгам достойное применение.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Что касается философии, то в этой области его наставником был атомист Левкипп, сведения о котором в наше время практически отсутствуют. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита. Оно представляло собой синтез космологии, физики, эпистемологии, этики и психологии - областей знаний, которыми занимались древнейшие философские греческие школы.

Демокрит вел с точки зрения обывателей довольно странный образ жизни, например, любил поразмышлять, удалившись от суеты на кладбище. Ему дали прозвище «Смеющийся Философ», в частности, за манеру прилюдно смеяться без видимых на то причин (философ не мог смотреть без смеха на то, насколько порой мелочны и нелепы были людские заботы по сравнению с величием миропорядка). Согласно легенде, горожане обращались к Гиппократу , чтобы тот освидетельствовал тронувшегося умом Демокрита, однако знаменитый врач признал философа совершенно здоровым и назвал его одним из самых умных среди людей, с которыми ему довелось иметь дело. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Диоген Лаэртский утверждал, что Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. Чаще всего встречается упоминание «Большого миростроя» и «Малого миростроя». До нашего времени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность не только благодаря философским воззрениям, но и умением выражать мысли в сочинениях красиво, но в то же время коротко, просто и ясно.

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.

Биография

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ» ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа . Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры .

Философия Демокрита

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм ). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей , είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота . Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена ,

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов [существуя лишь] для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» [у него] значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», [а] не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает [выражением] «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель пишет:

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.

По существу, это четкая констатация принципа инерции - основы всей современной физики. Галилей , которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит - сторонник концепции множественности миров . Как описывает взгляды атомистов Ипполит ,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других - солнце и луна большие, чем у нас, в третьих - их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом - идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору , Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила . Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры , отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Демокрит говорит, что к «людям приближаются некие идолы (образы) и из них одни благотворны, другие зловредны. Поэтому он и молился, чтобы ему попадались счастливые образы». Они - громадных размеров, чудовищны [на вид] и отличаются чрезвычайной крепостью, однако не бессмертны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают. Исходя от этих явлений, древние пришли к предположению, что существует бог, между тем как [на самом деле], кроме них, не существует никакого бога, который обладал бы бессмертной природой.

Рожанский И. Д. АНТИЧНАЯ НАУКА (М.: Наука, 1980)

Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это - очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

Вклад в другие науки

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Сочинения и доксография

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель , Секст , Цицерон , Платон , Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона , разбив их по тетралогиям.

Иконография

Литература

Тексты и переводы

  • Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946.
  • Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования . - Л.: Наука, 1970. 664 стр.

Источники

  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Исследования

  • Асмус В. Ф. Античная философия
  • Асмус В. Ф. Демокрит. - М.: МГУ, 1960.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. - СПб., 1997. - С. 100-127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. - М.: Мысль, 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. - С. 211-238.
  • Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. - 1951. - № 4. - С. 204-208.
  • Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. - М.: Наука, 1965.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук. - 1918. - С. 2285-2306.
  • Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. - 1935. - С. 129-180.
  • Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. - М.-Л., 1947.
  • Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. - 1961. - № 4. - С. 58-67.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. - М., 1982. - С. 187-201.
  • Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. - 1975. - С. 299-302.
  • Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V - начале IV века до н. э. Историко-математические исследования, 11(46). - 2006. - С. 174-196.

Художественная литература

  • Лурье С. Я. , Ботвинник М. Н. Путешествие Демокрита. - М.: Детская литература, 1964.

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.