Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

Дом, дизайн, ремонт, декор. Двор и сад. Своими руками

» » Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова. Анализ стихотворения творчество брюсова Тень несозданных созданий анализ

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова. Анализ стихотворения творчество брюсова Тень несозданных созданий анализ

Это стихотворение написано 1 марта 1895 года. Произведение, практически от начала до конца пронизано трепетным ожиданием. С первой до последней строфы автор раскрывает нам тайны процесса создания художественного произведения. Стихотворение состоит из трех частей. Первая строфа – вступление, в которой творец улавливает что-то, невидимое простым смертным. Его подхватывает поток вдохновения, и со второй по четвертую строфу мы углубляемся в одно из самых замечательных в мире деяний – в творение чего-то возвышенного. Художник, окрыленный порывом сердца, способен увидеть звук:

Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине,

Но, как ни странно, самого творца мы не видим, он служит проводником. Все создается природой, окружающим миром. Задача творца – передать это настроение, состояние мира. Но его роль - одна из самых важных. Только благодаря его рукам все вокруг приобретает другой цвет, рождается заново в новом обличии:

И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Последняя строфа показывает нам, что только самому художнику его творение открывается полностью, только он способен понять все тайны своих произведений. Всем окружающим остаётся только с трепетом любоваться содеянным, зачастую даже не имея способности проникнуться хотя бы поверхностно.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

В первой строфе, как ключевые слова можем обозначить «несозданных созданий», «во сне», «лопасти латаний», «на эмалевой стене». Во второй – эти образы получают воплощения: «руки», «полусонно чертят звуки». В третьей: «И прозрачные киоски», «Вырастают словно блестки». В четвертой за основу можно взять всю строфу без третьей строки.

В «Творчестве» Брюсова мы видим, как лирический герой ведет повествование с первой по третью строфу, ведя речь от третьего лица. Это можно объяснить тем, что художник в процессе творчества не может объективно описать или оценить свои действия. Он создал этот маленький мир с отголосками души самого творца. Позиция автора здесь поделена на две части, каждая из которых самобытна, обособленна. Наблюдатель восхищен художником, но не понимает его до конца. Художник вначале испытывает легкое недовольство окружающим миром, который и переделывает в своем произведении. Затем он испытывает восторг и гордость за свое творение. По стихотворному размеру – это хорей. Рифма, в основном, точная, перекрестная мужская и женская. Множество повторов помогают сосредоточиться на идее стихотворения, которая заключается в том, что процесс творчества сам по себе потрясающ, вызывает восторг и доставляет наслаждение не столько читателю, слушателю, сколько самому автору, творцу.

В. Брюсов писал: "Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником" ("Ключи тайн"). Ключом же к тайне является символ .

В отличие от предшественников - реалистов - символисты отказались от слов в их прямых значениях, то есть, говоря словами З. Гиппиус, от слов "здешних", и обратились к лексике отвлеченной, "нездешней" - к символам. Одной из особенностей поэзии символистов является интерес к мистическому содержанию слов. "Символика говорит исполненным намеков и недомолвок, неясным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие" (К. Бальмонт "Элементарные слова о символической поэзии", 1900).

Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. По определению Вяч. Иванова, символы - это "знаки иной действительности". Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов - не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с мирами трансцендентными, с глубинами духа и души, с вечным. Символ многосмыслен, неопределенен и потому теснее связан с областью тайного.

У символа же значений всегда много, мы улавливаем только некоторые из них. Вяч. Иванов писал о том, что символ не только "многолик и многозначен", но еще и "всегда темен в последней глубине". То есть сколько бы значений символического слова мы ни называли, в нем остается еще что-то, быть может, самое существенное.

Как правило, в понимании символов особо важную роль играет контекст. Многие символы в стихотворениях А. Блока можно понять, лишь прочитав весь первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме". Кстати, новые принципы циклизации стихотворений - это открытие символистов.

С многозначностью, неопределенностью символа у символистов связаны и особенности художественного образа. Живописный образ в символистской поэзии отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ у символистов почти отсутствует как зрительная реальность. Образ часто окутан мистической дымкой, его контуры и границы стираются. В один музыкальный аккорд, как правило, сливаются грустно-щемящий предмет, реальность и "нереальная" мечта, настроение.

Символистам важны не столько слова, сколько музыка слов. Музыкальность - это важнейший принцип символистов, отсюда стремление к музыкальности, гармонии. Категория музыки вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике символизма. Это понятие использовалось символистами в двух аспектах - общемировоззренческом и "техническом":

  • в мировоззренческом, философском значении музыка для символистов - не звуковая, ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества;
  • в "техническом" значении "музыка" для символистов - это принцип организации стиха, это пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, то есть максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. В. Брюсов: "Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение" ("Русские символисты"). Отсюда частые повторы слов и целых строк, развитие, варьирование заявленных в стихотворении мотивов. Хрестоматийно известным стало стихотворение В. Брюсова "Творчество" 1:
Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895

Сумерки - излюбленное время суток для поэта-символиста, так как они находятся на границе дня и ночи, они "трещина между мирами", через которую возможно проникнуть в мир невидимого, неведомого.

Сложностью, отвлеченностью поэтического языка символизма обусловлена и еще одна особенность этого течения: по-новому строились отношения художника-символиста и читателя. Поэт-символист не стремится быть общепонятным, потому что такое понимание основано на обыденной логике. Поэт-символист обращается к "посвященным", избранным, к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно не столько транслировать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в постижении "высшей реальности". ("И зову мечтателей... Вас я не зову!" - К. Бальмонт.)

3. Расширение художественной впечатлительности

Символ расширяет значение слова, текста, становится важнейшим средством передачи мистического содержания, и это ведет к расширению художественной впечатлительности. Читателю предоставляется возможность воспринимать текст в его многозначности, читатель становится как бы соавтором произведения.

Конечно, выдвинутые символистами эстетические принципы, как это всегда бывает в искусстве, оказались уже объективного художественного содержания символистских произведений. Каждый из символистов - это прежде всего своеобразный поэт, со своим неповторимым художественным миром (если, конечно, речь идет о подлинном поэтическом таланте).

Созданное в 1895 году В.Я. Брюсовым стихотворение «Творчество» было единственным произведением, где он достиг идеального воплощения теории символизма. Сам Брюсов в письме к П.П. Первову выразил полнейший восторг по поводу своего же собственного стихотворения:

«…Дал я… два Ultra символических стихотворения»…

Но я не могу понять, почему он назвал его «ультрасимволическим »?
Ведь по теории символизма стихотворение должно содержать хотя бы зачаток мысли, а «Творчество» целиком состоит из одних повторов, чувств, эмоций. В нем нет даже намека на логические явления. Оно не вызвало у меня никакого настроения, ни определенного чувства, но привлекло, заворожило несоотносимостью словосочетаний. Например, словосочетание «звонко-звучная тишина » меня с самого начала чем-то заворожило.

Тишина – это ведь, когда нигде не слышится ни звука, ни шороха, а тут она становится «звонко-звучной». И, ввиду заинтересованности в дальнейшем развитии стихотворения, я продолжала чтение и, что же увидела: «Выходит месяц…при… луне ». Конечно, это противоречит логике и естественному ходу событий, но именно благодаря этим антитезам автор привлекает все наше внимание.

Читая стихотворение, я видела комнату с большим чуть растворенным окном, из которого чуть веял легкий весенний ветерок. Около окна дома растет дерево, которое легонько постукивает своими ветками по стеклу.

Каждое шорох, происходящий в стихотворении, мы слышим благодаря звучной аллитерации:

…Зв онко-зву чная тиш ина…
…С лов но лопаст и л ат аний.

Может антитезу «Звонко-звучная тишина » можно объяснить тем, что посвистывание ветра, проникшего в комнату, и стук веток по стеклу – это тоже звук. А в тишине даже такие незначительные звуки кажутся громкими.
С помощью ассонанса я почувствовала слегка уловимый аромат. Нет, это не духи, это что-то другое, что-то более легкое, неуловимое… Может аромат цветов, свежих дров, лежащих у камина или печки.

Тайна со зда нны х со зда ний
С ла ско й ла стя тся ко мне .

А из окна виднеется растущая луна. Почему именно растущая? Для меня она олицетворяет зарождение чего-то нового и надежду на лучшее будущее… Свет от луны льется в комнату и оставляет на кафеле камина или печке («эмалевой стене ») тени от веток дерева («лопасти латаний »).

В стихотворении преобладают существительные, что, по-моему, говорит о том, что Брюсов хотел показать не действие, происходящее в данный момент, а вещи, свои ощущения от окружающей действительности. Хотел показать, что ночь завораживает, что даже взрослый человек умеет мечтать.

Все в стихотворении символично, даже цвета, используемые автором. Например, лазоревый (красный), фиолетовый – насыщенные, яркие оттенки, которые надолго остаются в памяти читающего. А, как мы помним, это одно из главных требований для символического произведения – запоминаемость образов.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства – тропы.

Понять и прочувствовать содержание помогают эпитеты: несозданные создания, фиолетовые руки, прозрачные киоски, лазоревая луна, месяц обнаженный .

Тень…, словно лопасти латаний
Киоски…, словно блестки.

Чтобы придать стихотворению наибольшую выразительность, легкость, мелодичность, Брюсов использует перекрестную рифму.

Тень несозданных созда´ний
Колыхается во сне´
Словно лопасти лата´ний
На эмалевой стене´

Многоточие, использованное в стихотворении, дает нам время, шанс увидеть то, как луна восходит на небосклон.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…

У этого стихотворения есть одна особенность, характерная только для творчества Брюсова, в нем последняя строка становится второй в следующей строфе. Кроме того в нем использованы слова: «тень», «тайна», «тишина», «сон», «ночь», которые свойственны лексике символистов. Но, по-моему, чувствуется явный перебор. Может, поэтому Брюсов назвал стихотворение «Творчество» двойным Ultra символическим произведением.

Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество» описывается процесс создания творения. Идея посылается читателю в размытых символах, например - «руки полусонно чертят». В стихотворении кажется, что автор наблюдает за процессом написания со стороны, показано, каким долгим может быть создание.

В первых строках произведения можно уловить мысли автора, о том, что он не может дождаться того момента, когда перед ним будет готово новое стихотворение. Это представляется в виде долгих раздумий и мечтаний. Множество, непонятных на первый взгляд, символов используется писателем. Таким образом становится понятно, какому направлению писатель отдает предпочтение.

На протяжении всего стихотворения чувствуется вдохновленность Брюсова. Автор сумел создать определенную атмосферу, так как употреблял специальные слова (тайна, тишина, ночь). В первой строфе писатель упоминает «несозданные создания», и только в последней строфе видим «созданные создания». Писатель хранит в тайне весь путь написания, это можно понять, так как каждый должен найти свой.

Писатель использует особенную композицию. Каждая последняя строка куплета является второй строкой следующего четверостишья. Таким способом Валерий Брюсов поставил акцент на определенные фразы. В начале произведения читателю все описывается не четким, всего лишь тенью, а в конце все приближается к моменту прозрения, мысли становятся яснее.

Это можно расшифровать по символам. Сначала автор употребляет нечеткие образы (прозрачные ларьки), этим писатель дает понять, что вначале еще не понятно каким именно получится стихотворение. В начале пути имеются только наброски, и только в конце перед нами появится «создание».

Символисты очень любят делать акцент в своих произведениях на определенных звуках. В данном произведении акцент поставлен на звуки: р, с, з. Они создают невероятную атмосферу, придают музыкальности. В конце стихотворения автор четко создает образ своего состояния, показывает заряд сил и пришедшее вдохновение.

Анализ 2

Удивительным образом люди существуют в двух различных мирах. С одной стороне, мы обитаем в мире фактической действительности, том самом материальном мире, который можем трогать, преобразовывать и с которым взаимодействуем. С другой стороны перед нами всегда открыт мир сознания и воображения, который является чем-то наподобие смутного отражения внешней действительности, каких-то намеков чувств и подобных элементов.

К слову, тут нужно вспомнить слова самого Брюсова, который называл символизм поэзией намеков. Вероятно, речь идет в том числе и о смутных намеках сознания, которые появляются во внутреннем мире поэта, смысловых намеках, которые еле уловимо могут фиксироваться в словах и раскрывать многослойные конструкции смыслов.

Итак, стихотворение Творчество представляет собой своеобразное описание этой фиксации намеков, попытку посмотреть на преобразование и как бы перетекание внешнего во внутреннее и обратно. Если описать внешне ситуацию этого стихотворения, то выглядит все довольно банально, если не сказать ненормально. Сидит человек и смотрит в стену, иногда за окно на вечерний город, пытается в тенях на стене уловить какие-то рисунки.

Конечно, со стороны практической пользы такое занятие не имеет не только ничего целесообразного, но и может поставить под сомнение разумность выполняющего такое действие. Тем не менее, Брюсов немного приоткрывает читателю процесс творчества и позволяет посмотреть, так сказать, из-за плеча на рабочий процесс.

Вот есть какой-то замысел, который существует только в пространстве идей, далеко в иномирье. «Тень несозданных созданий». При этом действительно есть какие-то тени на стене окрашенной эмальной смесью в жилище Брюсова.

Поэт подобно древнему предсказателю или колдуну, смотревшему в огонь костра или на жилы и кишки гадательных животных, всматривается в тени, пытаясь получить ответ от вечности. Он разрушает границы обыденного восприятия «чертят звуки», то есть звуки становятся нарисованными. При этом он сам или кто-то иной принимает участие в этой практике, ведь фиолетовые руки, начинают создавать тени.

Появляются новые образы и смыслы, которые всходят под луной из этого мира, но также и из сознания автора. «Прозрачные киоски», «вырастают, словно блестки». При этом внешний мир постепенно подчиняется и поэт чувствует «звуки ластятся ко мне», а затем и «тайны созданных созданий», то есть некие воплощения, которые искал поэт в тенях в начале своего стихотворения.

Анализ стихотворения Творчество по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Гость Ахматовой

    Одной из работ Ахматовой написанной в начале XX века является стихотворение Гость, которое посвящено любовной теме с философским подтекстом.

  • Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер

    В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание

  • Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

    Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»

  • Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

    В Возвращении на Родину Есенин пишет про собственную малую родину, про родную деревню, куда он приехал совсем взрослым и состоявшимся поэтом. Как известно, Есенин не только не принял советскую власть

  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», - это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение , слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение , слайд № 4), - увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение , слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», - писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года - он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, - писал Брюсов, - это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир - реальный, земной, и мир - инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов - проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», - напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

(Приложение , слайд № 6):

V. Итоги урока.

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.