Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.
Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет технологий и управления
Контрольная работа
по дисциплине: Психология и педагогика
тема: Образование человека
Рязань 2010
Введение
·системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
·опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
·опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
·опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.
Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Образование выполняет социокультурные функции:
·является способом социализации личности и преемственности поколений;
·средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
·ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
·обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.
Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.
Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.
1. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.
Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
· развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
· формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
· обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
· овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.
Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала. образование социокультурный гманистический исторический
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.
2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
1.Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
2.Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.
.Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
.Образование - процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
.Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.
.Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
.Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
3. Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:
Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.
Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.
С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.
В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.
В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.
Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.
В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.
Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.
Список используемых источников
1.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
3.Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Часто мы слышим, что для успешной жизни достаточно получить диплом, а дальше все сложится само собой. Однако, как показывает практика, только наличие диплома не обеспечивает молодому человеку успеха в жизни.
Так зачем нужно образование
? Как правило, во всех образовательных учреждениях учат одному и тому же – умению добывать информацию и потом эту информацию умело использовать в жизни. Полученные умения очень нужны человеку на каждом шагу, ведь жизнь вокруг нас меняется очень быстро, владение нужной информацией помогает сделать правильный выбор в разных ситуациях.
Выгоды образования:
Принимать самостоятельно решение, конечно, непросто. Особенно трудно приходится неуверенным, сомневающимся людям, мешает также и недостаток информации, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на приемлемом варианте. При этом нужно отказаться от других, тоже заманчивых вариантов.
Как же принять решение и не пожалеть об этом потом?
Для любой ситуации может подойти такая цепочка:
В Ярославской области обучают на разные специальности , из большого количества можно выбрать ту специальность , которая придется Вам по душе.
Основные наиболее востребованные направления:
С одной стороны, учеба в других образовательных учреждениях (техникуме, колледже, профессиональном училище и др.) дает больше свободы в плане посещения занятий, подготовки. С другой стороны, такие условия потребуют большей ответственности, умения разумно спланировать самостоятельную подготовку к таким видам занятий, как семинары, зачеты, экзамены. Типичная ошибка, которую совершают поступившие: пока есть возможность не сдавать, отдыхают, занимаются своими делами, а потом пытаются догнать, выучить большой объем материала зараз. Гораздо проще учить и сдавать постепенно, не накапливая долги. Тогда учеба в других образовательных учреждениях будет более спокойной и принесет хороший результат.
Первый проректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения В.И. Хименко специально для ГлавСправ дал разъяснения о нынешнем положении дел в магистратуре с учетом пунктов нового закона «Об образовании».
Магистерская подготовка с прошлого года стала совершенно самостоятельной ступенью высшего профессионального образования. До этого рассматривалась непрерывная цепочка: бакалавриат или специалитет, затем магистратура.
Люди поступали на специальности, и после окончания специалитета (это традиционная, непрерывная подготовка в течение 5 лет) человек получал диплом специалиста по определенной специальности, например, инженер или экономист.
На направления поступали так, чтобы можно было непрерывно обучаться в течение 6 лет. Во многих вузах даже не было промежуточных выпускных квалификационных работ на уровне бакалавриата. Студенты продолжали непрерывную подготовку, заканчивали обучение по программе бакалавриата и 2 года после этого учились по программе магистратуры и получали диплом магистра.
С 2010 года появились немного другие правила и изменилось отношение к бакалавриату и магистратуре. Постановили, что бакалавриат - это совершенно самостоятельная ступень ВПО, и после получения соответствующего диплома у выпускника есть возможность либо работать, либо поступить на специалитет или в магистратуру.
Сразу посыпались вопросы: можно ли идти в другие вузы с дипломом бакалавра? Да, можно. Можно ли идти на какие-то другие направления (например, человек окончил бакалавриат по менеджменту, а хочет продолжить обучение по экономике)? Ответ снова положительный.
Однако здесь есть свои нюансы. Это касается лишь родственных направлений. Нельзя, например, получить диплом бакалавра по библиотечному делу в Университете культуры, а после этого прийти и получить диплом магистра по программному обеспечению в ГУАПе. Это невозможно, потому, что у бакалавра должна быть определенная база знаний, для того, чтобы завершить двухгодичное обучение на уровне магистерской подготовки.
Существует очень много родственных направлений, но они совсем неодинаковые. В них предусмотрено, что магистерскую подготовку лучше получать по какой-то другой образовательной программе, потому что так появляется возможность получить еще своеобразное второе высшее образование.
Ред.: Магистратура - это дополнительное высшее образование, второе высшее или самостоятельная ступень ВПО?
Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с категориями.
Магистратура - это ступень высшего образования, и ступень очень своеобразная. Если человек имеет склонность к тому, чтобы продолжить заниматься научной работой, после бакалавриата он этого не может сделать, потому что на законодательном уровне определено, что бакалавр не может поступать в аспирантуру. Здесь тоже возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, бакалавриат - это высшее образование, с другой стороны, после него ты не можешь поступить в аспирантуру. Чтобы поступать в аспирантуру, готовить и защищать диссертационные работы, нужен диплом магистра или специалиста.
Государственные вузы сейчас окажутся в неудобном положении. У них практически нет возможности реализовать магистерскую подготовку. Молодой человек может поступить в такой вуз, закончить его и получить диплом бакалавра, но потом ему надо куда-то двигаться - и здесь возникают проблемы. Приходится менять вуз на государственный, потому что магистерскую подготовку по законодательству могут давать только в таком учебном заведении.
Ред.: Магистратура позволяет принимать выпускников со степенью бакалавра не только своего, но и других вузов. Это касается только близких направлений? К примеру, вы можете взять в магистратуру медика?
Есть такое убеждение, что специалиста, который заканчивает вуз по программам бакалавриата или специалитета по техническим специальностям, обучить менеджменту в магистратуре легко, а вот менеджера обучить математике - это совсем другое дело.
Ред.: Заложено ли в законе, что у бакалавров должно быть определенное направление, чтобы поступать в ту или иную магистратуру?
Обычно в государственных образовательных стандартах программ бакалавриата прописывается сфера, в которой человек может продолжить образование. Это направления, которые могут быть согласованы по образовательному уровню с программами бакалавриата, для того чтобы был определенный спектр этих направлений и преемственность этапов обучения. Четко не прописано, что, например, после бакалавриата по приборостроению ты можешь поступить только на такую-то программу магистратуры, но сфера - оговорена.
Разумный человек, безусловно, пойдет в тот университет или в то образовательное учреждение, где есть магистерская подготовка и есть возможность продолжить обучение и профессионально расти.
Хочу подчеркнуть, что в Государственном университете аэрокосмического приборостроения реализация магистерских программ началась еще в 90-е годы.